22 ноября 2017, среда

Нож для консервов образования

комментировать
Именно высшее образование должно создавать тот экономический потенциал будущего, с которым Украина сможет конкурировать на глобальном рынке. Чтобы так произошло, эта сфера должна пройти серьезную трансформацию

16 ноября в рамках проекта НВ Диалоги о будущем состоится лекция Образование будущего. Подробная программа здесь

Окружающий мир  меняется так стремительно, что в последнее время не отпускает ощущение полного смешения фантастики и реальности. Частная компания готовит космические путешествия и собирает марсианскую экспедицию, ученые расшифровывают геном человека, робот становится телезвездой, раздает интервью и получает гражданство. Принципиально новые виды транспорта, инновационные города, переход целых стран на чистую энергию. Еще в конце 20 века любой из этих фактов назвали бы фантастическим. Сегодня каждый из них – лишь картинка в ленте новостей. Чуть зацепился взглядом и читаешь дальше, потому что таких картинок было уже немало, а впереди – еще больше.

Мы вступили в эпоху, принципиальной характеристикой которой является кардинальное сокращение срока внедрений: время воплощения новых идей занимает все меньше и меньше времени. Недаром именно стартапы сегодня находятся на волне общего интереса и стали такими привлекательными для инвестиций объектами. Конкуренция денег очевидно смещается на уровень новых  идей, изобретений, открытий.

Хорошо ли это для Украины? И хорошо, и плохо. 

Хорошо, потому что нашим главным богатством, я убежден, являются вовсе не черноземы, а люди. Это, например,  наглядно демонстрирует наша самая интеллектуальная отрасль – IТ, которая с нуля за пару десятков лет развилась в одну из самых значимых для украинской экономики. Первое место среди европейских стран по IТ-аутсорсингу, рост рынка в 2,5 раза каждые четыре года, третье место в национальном экспорте: это значит, что интеллект стал одним из главных инструментов привлечения валюты в экономику Украины. При том, что в отрасли занято всего около 200 тыс. человек – малая часть трудоспособного населения. Это лишь один из показателей того грандиозного человеческого потенциала, который имеется в нашей стране и который при определенной огранке мог бы на равных конкурировать на мировом рынке.

Наша средняя школа все еще несет отпечаток жуткого «совка»

Проблема в огранке, и вот тут дела наши плохи. Интеллектуальный потенциал нации формируется, главным образом, системой образования. А в этом компоненте мы отстаем от цивилизованного мира на десятилетия. Наша средняя школа все еще несет отпечаток жуткого «совка», практикует патернализм, догматизм взглядов и не стремится развивать в детях навыки критического мышления. А без них невозможно стать инициативным и успешным человеком в современном мире. Более того, сейчас все важнее становятся умения, о которых старая школа и вовсе не задумывалась, такие, например, как коммуникация, творчество: ведь конкурировать за рабочие места в недалеком будущем людям придется не только друг с другом, но и с роботами.

Один из богатейших людей мира, глава Alibaba Group Джек Ма, выступая недавно на форуме Bloomberg Global Business Forum в Нью-Йорке, часть своего спича посвятил именно проблемам образования: «То, чему мы сегодня учим наших детей, завтра может привести к тому, что они потеряют работу. Все, чему мы учимся по старой схеме обучения, запоминая знания, обучаясь вычислениям, — все это машинам удается лучше. Мы должны перестроить систему образования. Мы должны обучать наших детей быть инновационными и творческими. В новом мире, чтобы достичь успеха, вам понадобятся IQ, EQ и LQ. EQ — это эмоциональный коэффициент, а LQ — «коэффициент любви», кое-что, чего у машин никогда не будет».

Если эти слова актуальны для всей современной западной цивилизации, то для нашей системы они актуальны в квадрате, в кубе, в десятой степени! И они сверхактуальны для наших вузов, которые в массе своей совершенно неконкурентоспособны и не дают даже тех знаний, о которых говорит Ма, поскольку зачастую представляют собой просто фабрики по выдаче дипломов в обмен на деньги. Но ведь именно высшее образование должно создавать тот экономический потенциал будущего, с которым Украина сможет достойно соревноваться на глобальном рынке. Чтобы это было так, вся сфера высшего образования должна пройти серьезную трансформацию, но такой перспективы пока не видно даже на горизонте. А в результате нас начинают обходить даже страны, которые никогда не славились сильными вузами. Как, например, Узбекистан, который взял курс на реформирование собственной высшей школы и постепенно перестает быть поставщиком абитуриентов для наших университетов.

Что же делать? Я думаю, если МОН не способен генерировать «большую реформу», нужно подталкивать его хотя бы к таким пошаговым изменениям, которые сами по себе повлекут необратимые позитивные сдвиги. Одной из таких малых реформ, я уверен, должна стать открытость нашей системы для иностранных вузов и преподавателей. Если в Украине появится хотя бы несколько полноценных филиалов известных иностранных вузов со своими стандартами обучения и программами, здесь возникнет принципиально другая конкурентная среда, которая будет стимулировать радикальные изменения всего университетского поля. Это был бы настоящий консервный нож, который вскрыл бы нашу закосневшую систему.

По моему впечатлению, а я имел много формальных и неформальных встреч с представителями разных иностранных вузов, в работе с Украиной они заинтересованы. Мои выводы подкрепляются тем, что у нас уже насчитывается и довольно большое количество межвузовских программ двойных дипломов, т.е. иностранные вузы готовы идти на сотрудничество. Очень показательным был недавний Киевский международный экономический форум. Пожалуй, он стал рекордным за свою короткую историю по количеству представителей иностранных университетов, которые приняли участие в его работе: профессоров, руководителей, глав образовательных фондов и венчурных компаний. По-моему, это убедительно свидетельствует о том, что большой университетский мир заинтересованно присматривается к Украине.

Что ему мешает всерьез ступить на эту территорию? Отсутствие в Украине законодательного поля для такой работы, чрезмерная зависимость университетов от Министерства образования и науки, коррупция. Когда во время того же КМЭФ премьер Владимир Гройсман пообещал в 2018 году сформировать инвестфонд для поддержки стартапов, ведущая задала ему вопрос: как сделать так, чтобы деньги достались именно тем, кто создаёт эти стартапы? Очень показательно, что никто не удивился этому вопросу.  А вот другой говорящий эпизод с одной из секций киевского экономического форума. На вопрос модератора, что нужно, чтобы наше образование стало похожим по своему уровню на французское или израильское, докладчик ответил: убрать политику из образования, открыть образование для инвесторов и меценатов.

Как бы это ни было сложно в наших сегодняшних реалиях, рецепт этот нам придется воплотить, поскольку у нас просто нет другого пути. Если мы хотим, чтобы нам было что привнести в этот быстро меняющийся мир, нам просто жизненно необходимо реформировать систему огранки нашего интеллектуального потенциала. И чем скорее, тем лучше. В противном случае мы так и будем оставаться на обочине цивилизованного мира в статусе вечно подающего надежды сырьевого придатка.

Новое Время приглашает на лекции наших известных колумнистов Диалоги о будущем. Подробная программа здесь

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу  Мнения Нового Времени

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.