28 апреля 2017, пятница

Среднесрочный план правительства

комментировать
Совокупные доходы украинских жителей и дальше будут регулироваться в ручном режиме, как и развитие украинской экономики

В последние дни уходящего 2016 года и в канун наступающих новогодних праздников Кабинет министров Украины опубликовал довольно любопытный документ под названием «Среднесрочный План приоритетных действий Правительства до 2020 года (Проект)».

То ли очень торопились опубликовать его еще в прошлом году (30 декабря), то ли понимали, что в праздники никто читать не будет, но проект плана действий Кабмина не получил широкого резонанса ни среди общественности, ни среди экспертов.

А зря. Ведь этот План не только определяет перспективы экономического и социального развития Украины на ближайшие 3-4 года, но и дает нам возможность понять, как, пусть не стратегически, но хотя бы, тактически, мыслит нынешний Кабмин во главе с премьером. Как они оценивают текущее экономическое и социальное состояние, какие видят риски и угрозы, какие возможности и перспективы развития, и какие цели ставят перед собой и всеми нами.

Проект плана получился довольно внушительным - более 350 страниц убористым шрифтом. Изобилующий большим количеством очевидных и вновь сгенерированных сентенций, а также страдающий недостатком четких цифр – показателей, которые должны быть достигнуты в разных сферах жизни государства и общества, и которые должны стать индикаторами эффективности деятельности исполнительной власти.

Появление такого документа, с одной стороны, действительно является значительным шагом вперед на пути необходимых системных изменений в нашей стране. С другой стороны, прочитав внимательно предложенный план действий, осталось впечатление, что этот документ является, пусть структурированной, но всего лишь компиляцией многочисленных публикаций экспертов и общественных деятелей. И не дает четкого алгоритма комплексных, взаимосвязанных и синхронных действий всех структур исполнительной власти и общества, направленных на системные изменения в государстве. И, уж тем более, нет ответа на вопрос, каким образом будет заменена действующая в Украине антисоциальная олигархическая система общественных отношений. Судя по изложенному, менять ее никто не собирается.

В фокусе государства должен быть Человек

Безусловно, в рамках данной статьи, провести детальный анализ всего плана действий не представляется возможным.

Попробуем проанализировать основополагающие формулировки, которые стали базовыми для всех последующих, в документе, выводов.

«План приоритетных действий …» определил основную задачу правительства: «Целью Кабинета Министров Украины является обеспечение роста уровня жизни граждан и повышение его качества в результате устойчивого экономического развития».

Отличная задача и прекрасная цель. В фокусе государства должен быть Человек. И в его здоровье, интеллектуальное, культурное и духовное развитие есть смысл вкладывать государственные инвестиции.

Однако если уж быть последовательным, то рост экономики государства является необходимым, но далеко не достаточным условием повышения уровня и качества жизни украинских граждан.

Для реального повышения уровня жизни людей и степени развития окружающего общества необходим не только рост экономики государства, но и внедрение механизма справедливого распределения произведенных в государстве экономических результатов между всеми субъектами экономики, включая всех украинских жителей. Без этого механизма результаты возможного роста экономики будут перераспределены в пользу представителей крупного капитала и их ставленников во власти, как это и происходит сегодня. Подтверждением тому – коэффициент  отношения официальных доходов 10% самых обеспеченных украинских жителей к доходам 10% наименее обеспеченных, который составляет сегодня в Украине уже порядка 15-ти. Это является одной из ярких характеристик олигархического общества.

В представленном проекте «Плана приоритетных действий …» механизм современного распределения экономических результатов не представлен. А это означает, что существующую в Украине общественно-экономическую формацию никто трансформировать не собирается. И совокупные доходы украинских жителей будут регулироваться в ручном режиме, субъективно, а не объективно. Это, в свою очередь, означает, что развитие украинской экономики будет также происходить в ручном режиме. Именно это мы и наблюдаем в предложенных правительством вариантах ежегодного роста экономики на уровне 3-4%, в лучшем случае. Тогда как реально мы можем расти, особенно на начальном этапе, на 8-10% в год.

О целях

Целью №1 правительство назвало «экономический рост» и определяемое этим ростом благосостояние украинских жителей: «Формирование сильной и современной экономики является базовой предпосылкой для создания новых рабочих мест и повышение доходов граждан, а следовательно – для повышения качества жизни каждого украинского жителя».

Общепринято во всем мире, что мощность и активность государственной экономики измеряются объемом произведенного в государстве ВВП, а благосостояние граждан - размером располагаемого дохода, то есть, суммой всех средств, которые каждый житель страны получает в течение года на руки и может потратить.

Почему же в предлагаемом «Плане приоритетных действий …» не фигурируют плановые показатели роста ВВП и располагаемого дохода среднестатистического украинца? Ведь это действительно важнейшие цифровые показатели оценки государственного экономического и социального роста, которые должны быть заданы, как важнейшие цели, и по достижению которых мы, общество, сможем объективно оценить эффективность нанятой нами власти.

Каким будет объем ВВП Украины к 2020 году, если по итогам 2016-го он составил мизерные $90 млрд? (К примеру: ВВП Польши – порядка $450 млрд). Каким будет располагаемый доход среднестатистического украинца к 2020 году, если в 2016-м году он составил смехотворные (если бы не было так грустно) 37 тысяч гривен за год?

Все остальные показатели, коэффициенты и индексы, приведенные в проекте Плана (глобальный индекс конкурентоспособности, рейтинг Doing Business, индекс цен производителей, объем промпроизводства и т.д.), являются производными и второстепенными от главных государственных целей.

Не получив ответа на указанные вопросы продолжать дальнейший анализ приведенных в «Плане приоритетных действий …» формулировок, пунктов и цифр не имеет смысла. Все они повисают в воздухе и становятся достаточно декларативными, не давая возможности определить, куда наше государство ведут, и оценить, куда мы, в итоге, попали.      

Больше мнений здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.