11 декабря 2016, воскресенье

Ударим по образованию новыми драконовскими правилами

комментировать
Минобразования «порадовало» академическую среду новыми требованиями к соискателям ученых званий доцентов и профессоров. Все в лучших традициях совка – показушное закручивание гаек

Коротко суть вопроса такова. Для того чтобы стать полноправным доцентом или профессором надо защитить диссертацию соответствующего уровня (кандидата или доктора наук) и выполнить ряд требований – среди них, в частности, опубликовать определенное количество статей в научных изданиях. Выполнить это правило не очень просто, но и не очень сложно – главное проявить определенную настойчивость и запастись временем: публикация статьи обычно не быстрое дело, так что приходится ждать выхода из печати своего опуса иногда по году и более.

Теперь же добавляются такие требования: знание английского языка, подтвержденное международным сертификатом (не ниже уровня В2); публикации в изданиях, индексируемых в ведущих международных наукометрических базах Web of Science и (или) Scopus; международный опыт (на сегодняшний день это стажировка в стране, входящей в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Европейский Союз, но Минобразования предполагает расширить это требование и добавить как вариант участие в международных исследовательских проектах; а также участие в работе не менее одной научной конференции (конгресса, симпозиума, семинара), проведенной в стране, входящей в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Европейского Союза.

Разумеется, как всегда, требования продиктованы исключительно и только заботой о повышении качества образования и стремлением к мировым стандартам.

Да, от количества неучей в высшей школе голова идет кругом. Но надо сказать честно — эти неучи появились за кафедрой не потому, что когда-либо был закон о том, чтобы невежд пускать в преподавание. Такого ведь никогда не было. Определенные требования существовали всегда, и никудышные доценты с профессорами появлялись от того, что даже существовавшие нормы и правила не выполнялись. Так что, новые, гораздо более суровые, будут выполняться? Вы же догадываетесь, что будет? Нет, тогда я подскажу.

Чиновник от образования, который в здравом уме придумывает такие правила, живет в мире каких-то фантазий

С начала этого года мой университетский почтовый ящик трещит от предложений разных компаний, которые берутся разместить любую научную статью в неизвестном, но внесенном в глобальную базу издании за определенную плату, обычно от €200 до €400. Вы можете писать все, что угодно, и никто, к счастью этого читать не будет, никакую высокую квалификацию вы не продемонстрируете, но в искомый рейтинг попадете. Я уверен, что ушлые программисты научатся, если еще не научились, рейтингом манипулировать – это вопрос техники и времени. На этом можно немного сэкономить и самостоятельно вступить в контакт с редакцией какого-нибудь научного журнала из африканской страны в районе Сахары или южнее – они весьма успешно торгуют размещением у себя статей, которые тоже попадают в различные базы. Разумеется, разместив такую статью, соискатель сразу же несказанно увеличивает уровень своей квалификации.

Что там дальше, международный опыт. Прекрасно! Я очень рад за своих коллег, зарплата которых позволяет им при необходимости рвануть в Оксфорд и повысить там квалификацию. Вы, что же, таких не видели? Вот и я не встречал. Примерно до 2005 года были сравнительно доступные гранты, по которым можно было попасть на стажировку в Западную Европу или в США.  Но вот уже почти 10 лет такие гранты закончились. Оставшиеся единичные возможности погоды не делают.

Остается еще вариант соискателя ученого звания – жены или дочери какого-нибудь олигарха, но таких немного. Преподаватель, тем более молодой, обычно не имеет примерно €1500 на месячную стажировку в Западной Европе и легально заработать на работе таких денег не может. С посещением международных конференций та же финансовая беда. Большинство не имеют материальной возможности посещать даже конференции внутри страны и организаторы сплошь и рядом вынуждены предлагать «дистанционное участие» - посылаешь доклад, и его печатают в сборнике, а сам не едешь. Получается заметно дешевле. Получить командировку на поездку на конференцию – просто из области фантастики, причем не научной.

Что имеем в остатке? Драконовские правила, которые большинство преподавателей не имеют материальной возможности выполнить. К чему это приведет? Правильно, к поиску возможностей эти правила обойти. В этом деле уже накоплен большой опыт – может приказ какой, или разъяснение выйдет, которое сведет на нет громко заявленные правила, или придумают какой-то параллельный способ получения ученых званий. Ясно одно: «законы новые пуская в оборот подумайте сперва, чтобы потом народ не вздумал действовать законам вопреки, не оберетесь вы тогда большой беды».

Низкий уровень преподавателей – это прямое следствие того, что профессия преподавателя настолько девальвирована, что идут туда часто или идеалисты, или те, кто больше нигде не может найти непыльную работу, так чтобы ничего не делать. Но последние как раз собаку съели на том, чтобы «позорно ничего не знача быть притчей на устах у всех». Чиновник от образования, который в здравом уме придумывает такие правила, ничего не понимает в том, что происходит в его отрасли и живет в мире каких-то фантазий, в то время как мы вынуждены жить в реальности. 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.