7 декабря 2016, среда

Автономия вузов или автономный феодализм

комментировать
Пока украинская систему образования не изменится, автономия рискует привести лишь к цементированию дальнейшей, теперь уже автономной деградации образования

Одним из основных направлений реформы высшей школы объявлена автономия вузов. Теперь университеты сами должны составлять учебные программы, решать, что, как и в какой последовательности должны изучать будущие специалисты, и разумеется, распоряжаться своими доходами. Последнее обстоятельство наверняка очень порадовало ректоров. В нашей стране, как однажды заявил один «юный орел», и так не было небогатых ректоров, ныне же перспективы индивидуального обогащения засияли новыми гранями. Но сегодня не об этом. Государство планирует ограничиться установлением стандартов знаний и независимой оценкой знаний выпускников – проводить что-то вроде ЗНО, но уже на уровне выпускников вузов.

Конечно, вопрос автономии вузов уже не просто созрел, но и давно перезрел. Университеты, как и многое другое в нашей стране, долго держали на коротком поводке. 

Вот только большой вопрос, поможет ли автономия вузов повысить качество подготовки специалистов в среднесрочной перспективе, а ведь это единственный вопрос образования, который, по большому счету, должен интересовать общество.

Будем честны: системы высшего образования в стране фактически уже нет, есть система выдачи дипломов об образовании, а это не одно и то же. Есть много бутафории и декораций, вывесок и надувания щек, а вот системы создания, сохранения, приумножения и передачи знаний нет. Есть отдельные островки - либо все еще каким-то чудом сохранившиеся, либо созданные энтузиастами, но они не образуют единого пространства. Между ними пропасть контор и уйма людей, занятых изготовлением дипломов и имитацией образования. Эти люди дни напролет с огромным воодушевлением пишут инструкции о том, каким шрифтом надо оформлять рукопись или как должна выглядеть титульная страница дипломной работы.

В наших вузах самыми главным всегда был ректор, а не доцент и студент. А еще главными всегда были и есть вахтер, бухгалтер и завхоз

Подавляющее большинство нынешних руководителей вузов - это давно засевшие «на кормление» феодалы образования, руководящие коллективами иногда по 25 - 30 лет и выстроившие в них свои «вертикали» ради единственной цели – максимально долгого обогащения и удержания власти, желательно с передачей по наследству особо одаренным родственникам или надежным товарищам. Эти люди, давно превысившие все мыслимые сроки нахождения «у власти» не просто не дают ходу более молодым коллегам. Они консервируют свои организации и процессы управления в них, потому что по-новому управлять не умеют и не понимают, как, а всегда быть в президиуме им очень надо.  Этим людям мы даем автономию ради повышения качества образования? Автономия с такими руководителями – это бетонирование феодализма и самодурства на местах. О быстром и радикальном очищении руководящих кадров вузов пока как-то не слышно, не так ли?

Сердце любого образования – это учитель и ученик, преподаватель и студент. Это они и только они создают содержание, знание и дух образования. Ректор со всеми своими проректорами, деканы, методисты, учебные отделы, бухгалтера и завхозы, а также прочие придатки нужны только и исключительно для того, чтобы преподаватель и студент могли встретиться к обоюдной пользе. У нас же самыми главными всегда были директор с гороно, а не учитель и ученик, ректор, а не доцент и студент. А еще главными всегда были и есть вахтер, бухгалтер и завхоз. И пока это не изменится, автономия рискует привести лишь к цементированию дальнейшей, теперь уже автономной деградации образования.

Любые изменения всегда вызывают сопротивление потому что всегда есть кто-то, кому есть, что терять. Для реализации реформ их важно не только измыслить, но и внедрить - показать, рассказать, настоять, если надо - заставить, если потребуется — то принять бой и выиграть его. Изменения внедряются исключительно через настойчивость и принципиальность руководителя, который должен предупредить и уничтожить малейшую возможность для отката или реакции. Иначе, если ситуацию не переломить, молчаливое большинство со временем перемелет любые инициативы вместе с их авторами и всем будет спокойно и тихо, как на погосте.

Нам действительно нужна автономия вузов, но только с принципиально другими руководителями, способами и принципами управления. Государство не имеет права самоустраняться от быстрого и радикального очищения авгиевых конюшен образования, от централизованного и единообразного обучения новой когорты руководителей и от периодического и тотального обновления руководящего состава. Есть вещи, которые трижды автономный вуз не имеет права хотеть. Их немного, но они есть. 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.