29 апреля 2017, суббота

Записки экономиста. Бюджет 2017: три главных вызова

комментировать
На прошлой неделе довелось принять участие в обсуждении прогнозов бюджета на следующий год в Министерстве финансов. Если конкретные цифры еще являются непубличной информацией, то как минимум основные направления, где будет вестись борьба за бюджет 2017, становятся понятными

1. Минфин против Министерств: сокращение государственных расходов

По нашим подсчетам, уровень перераспределения ВВП через государственный бюджет должен снизиться до 37% ВВП, чтобы способствовать ускорению экономического роста. Бюджетная консолидация и сдерживания бюджетного дефицита, жесткие бюджетные ограничения - не прихоть, а вызов времени, с которым в полной мере столкнется новый кабинет. Скорее всего, развернется борьба между интересами отраслевых министерств, которые так и не успели (или, скорее, не были заинтересованы) провести отраслевые реформы, и Минфином, который будет требовать снижения затрат.

Не произошло ожидаемой реформы ни в области здравоохранения, где не назначен новый министр (за назначение исполняющего обязанности министра Ульяну Супрун Рада сможет проголосовать только когда вернется с каникул), ни в области образования, где КМУ согласовал увеличение государственного заказа вопреки позиции Минфина. Не произошло ни масштабной пенсионной реформы, ни монетизации большинства льгот - в то время как социальные расходы и пенсии занимают 41% сводного бюджета или 17% ВВП, это - именно та сфера, где можно достичь наиболее значительной экономии, особенно учитывая достаточно большой резерв в адресности социальной поддержки. Сейчас Минфин проводит верификацию социальных расходов, но активного сотрудничества со стороны Министерства социальной политики ему явно не хватает, скорее наоборот. Даже в развитых странах верификация проявляла 5-7% ошибок и злоупотреблений в расходах на социальную сферу - в Украине эта цифра сейчас составляет 0,9% (оценка в верификации, которую предоставило Министерство финансов), и выглядит явно заниженной.

Наиболее приемлемой стратегией для сокращения государственных расходов могло бы стать среднесрочное бюджетное планирование - оно придало бы прогнозируемости денежным потокам и облегчило задачу как Минфина, так и отраслевым министерствам. Сущность среднесрочного планирования в том, что бюджет складывается не на один год, а на три (впоследствии его, конечно, можно скорректировать), и все распорядители средств имеют представления о том, что будет с их финансированием не только в следующем году, но и в два следующих года, и могут планировать долгосрочные программы и проекты. Но до этого у госпожи Яресько не дошли руки, а новый министр, хотя и вел об этом речь, уже не имел достаточно времени для внедрения этой политики перед ключевыми датами бюджетного планирования.

2. Минфин против ГФС: борьба за планы поступлений

Серьезных изменений в налоговой политике в этом году даже традиционно «под елочку» мы пока не ожидаем - за 100 дней в правительстве новый министр финансов анонсировал планы по реформированию ГФС, установлению ключевых показателей эффективности (KPI), упрощению администрирования - но не по реформе налогов. В основных направлениях бюджетной политики также нет существенных нововведений. Несколько оптимистичным выглядит план роста ВВП в следующем году на 3% (прогноз МВФ - 2,5%, прогноз Всемирного банка - 2%), дефицит бюджета запланировано удержать в рамках 3% ВВП, прогнозы по инфляции на уровне 8% совпадают с целевым показателем Национального банка, который он установил в рамках политики инфляционного таргетирования. На этом фоне, скорее всего, ГФС будет бороться за снижение налоговых планов, зато Минфин будет ставить более амбициозные задачи.

Система KPI для ГФС, которую планирует ввести Минфин, призвана снизить количество проверок и доначислений налогов, повысить эффективность апелляционных обжалований, уменьшить налоговый долг государства. Конечная цель, которую декларирует Минфин - уменьшить влияние человеческого фактора и снизить коррупцию в ГФС. Здесь и представления электронных деклараций, реальный и надежный реестр плательщиков, уровень добровольной уплаты, автоматизированный отбор дел для проверок через систему риск-менеджмента, результаты судебного рассмотрения дел и тому подобное. Вероятно, здесь ГФС также будет выступать оппонентом Минфина, хотя формально он подчинен министерству.

3. Минфин против депутатов: бюджетная дисциплина и бюджетные правила

Бюджетная дисциплина и бюджетные правила - это содержание расходов в жестких пределах, запланированных в бюджете и возможность их изменения только при выполнении определенных критериев (например, существенное превышение экономического роста по сравнению с прогнозным, значительное отклонение налоговых поступлений от запланированного уровня и т.д.). Этот подход не предусматривает увеличения бюджетных расходов в течение года по требованию отраслевого министерства или депутатской группы. Но будет ли необходимость четко придерживаться запланированных в бюджете расходов близкой для депутатов, которым надо удовлетворять интересы своих избирателей и групп влияния - вопрос открытый. Скорее всего, при обсуждении бюджета в Раде возникнут идеи новых расходов. Более того, новые статьи расходов могут вноситься в уже принятый бюджет, как это произошло в прошлом году с поддержкой шахт. Чтобы сопротивляться им, Минфин должен занять сильную позицию, а министр финансов должен стать «мистером Нет» и отстаивать четко определенные рамки.

Заметки экономиста - еженедельная колонка Центра экономической стратегии

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.