7 декабря 2016, среда

Долговое бремя. Удастся ли Греции договориться с МВФ и Евросоюзом

комментировать
Почему продление соглашения с Афинами не поможет Евросоюзу покончить с греческим кризисом

Текст написан в соавторстве с профессорами Лондонской бизнес-школы Элиасом Папаиоанну и Ричардом Порте

Греция нуждается в немедленном заключении соглашения с кредиторами (так называемой «тройкой», в которую входят Международный валютный фонд, Европейская Комиссия и Европейский центральный банк. Но стороны продолжают кошмарную стратегию «продлевать и притворяться», сфокусированную на весьма узких вопросах – фискальных аспектах и пенсиях. Ходят слухи, что греческое правительство и «тройка» рассматривают возможность очередного продления соглашения, которое должно было закончиться еще в прошлом году.

Корнем греческого кризиса являются структурные проблемы: неработающая госадминистрация, олигополистические рынки, чрезмерное регуляторное бремя, бюрократия, невероятно медленная судебная система. Без четкой стратегии решения этих проблем успех соглашения окажется под вопросом.

Но если это правда – по крайней мере, многие думают именно так – нынешняя стратегия обречена на провал по двум причинам. Во-первых, полноценный пакет структурных реформ может быть внедрен только при условии сокращения экономии. Во-вторых, продление нынешнего договора усилит ощущение неопределенности, которое препятствует восстановлению Греции.

Чтобы Греция перешла к нормальной макроэкономической политике, необходимо уравновесить запросы «тройки» с реальностью. Сейчас на переговорах идет речь о весьма скромном профиците бюджета в 2015 году – 0,8-1% от ВВП. Но наилучшим вариантом был бы небольшой, символический профицит первичного баланса (который не включает в себя выплату процентов по долгам), а затем – постепенное его повышение до реалистичных 1,5-2% ВВП.

Дело в том, что с учетом разрывов ликвидности, олигархических рынков и скромных масштабов экспорта дальнейшее ужесточение режима экономии только загонит Грецию в еще более глубокую рецессию. А вот минимизация задачи по профициту первичного баланса, напротив, подтолкнет правительство к проведению структурных реформ и поможет восстановить имидж Европы в глазах рядовых греков, опровергнув популистские аргументы, мешающие переговорам.

Реальный взгляд на вещи необходим и в вопросе пенсий. От схем раннего ухода на пенсию – сейчас примерно треть работников государственного сектора становится пенсионерами раньше 55 лет – необходимо отказаться в первую очередь. Правительство должно значительно повысить пенсионный возраст для новых работников, начать борьбу с уклонением от выплаты пенсионных отчислений и принять принцип бездефицитности для пенсионных фондов.

«Тройка» продолжает слепо настаивать на фискальной экономии; Греция не горит желанием проводить реформы

Но экономический и социальный здравый смысл требуют, чтобы «тройка» согласилась на некий переходной период. То же относится к предстоящим реформам рынка труда, который в последние годы был существенно либерализирован на фоне резко снижающихся реальных зарплат.

Сейчас Греция нуждается том, чтобы новое соглашение было ориентировано на реформы и признавало необходимость внедрения определенных мер, откладывание которых приведет к дальнейшему углублению рецессии. Нужно обратить внимание на бизнес-климат, позволив предпринимателям заложить фундамент будущего восстановления Греции.

Также необходимо перенаправить капитал и рабочую силу в экспорт-ориентированные компании. Чиновникам следует прекратить демонизировать частные предприятия и предпринимательскую деятельность в целом, а также прекратить мучить бизнесменов неподъемными налогами.

Откладывать рыночную реформу больше нельзя. Депутаты должны, к примеру, уничтожить препятствия, стоящие на пути иностранных и внутренних инвестиций, убрать ценовые ограничения и сократить требования к лицензиям, как и прочие анахронистические барьеры, мешающие созданию и расширению частных компаний.

Во-вторых, необходимо улучшить работу государства в административной сфере. Как минимум - деполитизировать госслужащих. Также нужно разработать механизмы для усиления прозрачности и четкой отчетности – к примеру, через перевод данных в электронный формат.

В-третьих, Греции нужна функционирующая и предсказуемая правовая система. Пока все, что касается прав собственности, защиты инвесторов и корпоративного управления, регулируется крайне слабо, и недавние меры, касающиеся персональной ответственности акционеров ООО, только ухудшили ситуацию.

В-четвертых, греческому правительству стоит заняться судебной системой. Неэффективность судов защищает «своих» и препятствует предпринимательству. Это также способствует усилению неравенства и рождает в греках веру в несправедливость системы – оправданную веру, нужно заметить. Правительству нужно разобраться с завалами нерешенных дел – возможно, для этого стоит временно увеличить штат магистратов, а также заставить суды работать по выходным и летом. Помимо этого, нужно заняться созданием специализированных судов и способствовать появлению альтернативных механизмов разрешения диспутов.

Новое правительство обещало перезапуск, но пока мало чего добилось – даже в наиболее важных сферах (в частности, это касается предотвращения контрабанды топлива). По сути, во многих вопросах правительство даже сделало шаг назад. Вместо того, чтобы обеспечить независимость Банка Греции и Национального агентства по статистике, правительство делало все наоборот. Вместо того, чтобы бороться за большую прозрачность решений, правительство пыталось препятствовать проектам наподобие Diavgeia (сайт, на котором должны публиковаться все решения, принятые правительством). Правительство обещает «тройке», что приватизация портов и муниципальных аэропортов продолжится, но в то же время многие министры открыто выступают против этого.

Дискуссии между греческим правительством и «тройкой» показывают, что ни одна из сторон не готова прилагать усилия для того, чтобы справиться с неудачами прошлых пяти лет. «Тройка» продолжает слепо настаивать на фискальной экономии; Греция не горит желанием проводить реформы. Но сейчас, когда экономика страны находится в свободном падении, всем должно стать понятно, что «продлять и притворяться» - не выход из ситуации.

Греческое правительство должно взять на себя ответственность за разработку и внедрение всеобъемлющей программы реформ, объяснение ее необходимости обществу. Затем, при помощи других проевропейских политических партий, эта программа должна быть воплощена в жизнь. Национальное единство, по крайней мере, что касается проевропейских сил, отчаянно необходимо Греции. В свою очередь, Евросоюз и МВФ должны помочь Греции в реформировании, укреплении судебной системы и борьбе с картелями. Если правительство всерьез займется этими вопросами, «тройка» должна вознаградить его послаблениями – продлением займа и снижением процентных ставок.

Перевод НВ

Copyright: Project Syndicate, 2015.
www.project-syndicate.org
ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Лукреция Рейхлин   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.