23 мая 2017, вторник

Коммунальные предприятия: быть или убить

комментировать
Сложившаяся система КП не в состоянии решить актуальные проблемы Киева

Качество городских услуг, по правде говоря, все чаще оставляет желать лучшего, а постоянный рост тарифов приводит к вполне логичному возмущению киевлян. Кроме того, состояние городских сетей, коммуникаций, транспортных и экологических систем продолжает ухудшаться, а для капремонта у Киева просто не хватает денег.

В наследство от СССР нам досталась целая система коммунальных предприятий (КП) в практически неизменном виде. В Киеве их общее число достигло 1922, и на их балансах находятся активы общей стоимостью в 94,4 миллиарда гривень. Даже если поверхностно ознакомиться с перечнем, не нужно быть экспертом, чтобы заметить, что их функции дублируются. Городская власть предпринимала попытки разобраться с этим: вопрос о пересмотре и ликвидации убыточных предприятий поднимался еще в начале 2015 года, но на тот момент отсутствовала не только программа, а даже сама концепция такой реорганизации.

По результатам проверок за 2014-2015 гг. выявили нарушений на 654,1 миллиона гривень и потерь на 342,4 миллиона: бесспорными «рекордсменамиРерЕКОР» стали "Житло-сервис", "Киевпастранс", "Киевский метрополитен", "Житло-инвест", ПАО "Киевгорстрой". Помимо этого, в октябре прошлого года открыли 60 уголовных дел в отношении КП и сообщили о подозрении десятку должностных лиц. В предприятия с неудовлетворительной оценкой уровня работы, к примеру, попал парк культуры и отдыха «Гидропарк».

Часто камнем преткновения является отчетность некоторых предприятий. Возьмем простые и известные многим примеры – Бессарабский и Владимирский рынки. За 2014 год прибыль «Бессарабского» составила 395 тысяч гривень – и это при расходах в 14,5 миллиона. В 2015 году оба рынка принесли в бюджет немного больше – по 1,9 миллиона. Заметьте, что прямая сдача в аренду одной только «Бессарабки» принесла бы в бюджет не менее 30 миллионов. Не секрет, что многие КП убыточны. Cумма чистой прибыли предприятий, которые находятся в подчинении Киевсовету и КГГА (на данный момент их 200), в прошлом году составила 125,4 миллиона гривень, а общие убытки при этом – 158,9 миллиона. При этом количество работников в этих двухстах КП составило 32,8 тысячи человек. Также отмечу, что из 200 экономически активными на сегодня являются всего 163 предприятия, а оставшиеся по различным причинам не предоставляют отчетов. Среди самых убыточных предприятий можно выделить «Киевский метрополитен» (119 миллионов гривень) и «Киевтранспарксервис» (5,2 миллиона). Вывод напрашивается сам собой.

Во Франции приватизированы 75% систем водоснабжения, а также службы по уборке улиц и вывозу мусора

Сложившаяся система КП просто не способна решить актуальные проблемы Киева. Во-первых, до сих пор не разработаны механизмы для привлечения инвестиционных средств. Во-вторых, большинство предприятий работают в убыток. В-третьих, прослеживается «популярная» тенденция с непрозрачной отчетностью в расходовании бюджетных денег. Но эти проблемы можно решить, и решить их в достаточно сжатые сроки, не заново придумывая велосипед. Я считаю, что самый простой, эффективный и доступный путь – использовать опыт европейских столиц. И здесь рецепт состоит из одного слова: приватизация.

Правительства многих стран в последние несколько лет достаточно успешно проводили политику приватизации, считая при этом, что коммунальные предприятия – это чаще городские обязательства, чем городское имущество. Поэтому гораздо эффективнее будет провести приватизацию и создать для КП конкурентную среду. Здесь есть один важнейший момент: в европейских странах под приватизацией понимают не только передачу собственности частникам, но и контроль над самим предприятием, то есть, простым языком, это приватизация без передачи имущественных прав. Таким образом, к основным методам приватизации добавляется аренда и подряд, а также передача управления КП частным менеджерам.

Для развития частного бизнеса наиболее благоприятной и интересной станет сфера ЖКХ. Это может быть организация эксплуатации жилищного фонда, бытовые и ремонтные услуги, уборка и озеленение, ремонт дорог и так далее. Ярким примером являются США, где услуги частников в среднем на 34% оказались дешевле услуг муниципальных предприятий. Причем на сегодняшний день, доля частного сектора в этой сфере уже превысила 90%. Во Франции же приватизированы 75% систем водоснабжения, службы по уборке улиц и вывозу мусора, коммунальные услуги и некоторые предприятия транспорта.

Каждая страна уникальна своими особенностями приватизации коммунальных предприятий. Наверное, самый богатый опыт накоплен в Великобритании: консерваторы первыми в Западной Европе приватизировали общенациональные коммунальные службы. Самое интересное – это приватизация монополистов. Частникам перешли телефонная связь, газо-, водо- и электроснабжение, а также автобусная служба. При этом, государство оставляет за собой право регулировать цены и тарифы. Не за горами решения, которые позволят городу контролировать стратегически важные предприятия на примере «Киевэнерго», где ко времени нового конкурса и окончанию договора концессии мы хотим привлечь заинтересованных иностранных инвесторов.

США удается экономить бюджетные деньги за счет сильной конкуренции приватизированных КП: Вашингтон тратит на коммунальные услуги почти 6%, на городской транспорт – 3,5%, а основную часть расходов составляют социальные нужды.

Зарубежный опыт показывает, что даже в условиях, когда монополизм неизбежен, участие частников в обслуживании жителей города может быть интересным и разнообразным. Это своего рода «новое дыхание» города. И, к тому же, экономия средств. При этом ответственность за состояние и развитие систем лежит на муниципалитете. То есть, в конечном итоге именно городская власть отвечает за нормативную базу и тарифы.

На этом этапе важно разграничить «украинское» и «западное» понимание приватизации. Речь идет о сохранении муниципальной собственности, и управление объектами совершается за счет заключения договоров об управлении, аренде и концессии.  Заключение таких контрактов и является наиболее распространенной формой «европейской» приватизации.

В Германии, например, все большее количество коммунальных предприятий организуется в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, чтобы свести к минимуму низкую самостоятельность и недостаточный предпринимательский интерес.

Если ознакомиться с опытом постсоветских государств, то серьезные шаги сделала Литва, где, к примеру, более 45% рынка теплоснабжения принадлежит французской компании. И таким образом это помогло стране привлечь значительные инвестиции в ремонт и прокладку новых сетей, реконструкцию оборудования и снизить экологическую нагрузку.

Европейский опыт является прекрасным примером для Украины. Не нужно выдумывать ничего нового - достаточно просто начать его использовать.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.