8 декабря 2016, четверг

"Треугольник смерти" украинского образования

комментировать
Серьезные успехи в сфере образования жизненно необходимы стране в ближайшие пять лет

Предельно упрощая, проблемы украинского образования можно свести к тотальной нехватке трех ресурсов: достаточного количества высококвалифицированных преподавателей/менеджеров, денег и времени на изменения. Эти три ключевые проблемы образуют "треугольник смерти" украинского образования. Цель любой серьезной реформы в сфере образования должна состоять в том, чтобы вырваться из данного "треугольника" на оперативный простор стремительного развития.

Безусловно, в Украине есть преподаватели и менеджеры образования мирового уровня, но их критически не хватает. Они, скорее, - исключения из правил, фанатики в хорошем смысле этого слова. Чтобы системно нанимать высококлассных специалистов или обучить их с нуля не хватает денег: на зарплаты, сравнимые с теми, какие платят в приватном секторе, на радикальное реформирование педагогических вузов и т. д. Наконец, как показывает вся современная история Украины, у нас может просто не быть десятилетий на проведение медленных консервативных реформ образования - серьезные успехи в этой сфере жизненно необходимы стране в ближайшие пять лет.

Пока мы не выработаем стратегию выхода из "треугольника смерти", все остальные реформы образования либо малоэффективны, либо бесполезны вообще. Даже самые правильные инициативы, как недавняя идея нового министра образования о введении уроков предпринимательства в школе, обречены на провал еще до начала их реализации. Где мы возьмем тысячи учителей, которые могли бы качественно обучать школьников предпринимательству? За какие деньги мы привлечем людей из бизнес-сферы или переобучим учителей для этого нового предмета? Сколько лет (десятилетий?) понадобится на то, чтобы запустить этот проект по всей стране? Даже лучшие идеи обречены, попав в "треугольник смерти".

Даже самые правильные инициативы сегодня обречены на провал

Существует ли выход из сложившейся ситуации? Существует и имя ему - "смешанное обучение": интеграция массовых онлайн-курсов в учебный процесс университетов и школ. В этом формате лекции заменяются на видеолекции лучших преподавателей страны, текущие задания выполняются студентами онлайн, а рядовые вопросы решаются на форуме массового онлайн-курса. В офлайне остаются те формы работы, которые нецелесообразно переносить онлайн (семинары, физические лабораторные и т.д.), индивидуальное общение преподавателя со студентами и финальный контроль (модули, зачеты, экзамены).

Такой формат уже доказал свою чрезвычайную эффективность на Западе (прирост учебных результатов до 30%), а в Украине, где между лучшими и средними вузами зияет настоящая бездна, смешанное обучение имеет просто невероятные перспективы. И главное, смешанное обучение является настоящим антидотом от трех главных проблем украинского образования: с помощью массовых онлайн-курсов мы можем "масштабировать" лучших преподавателей на всю страну и сделать обучение у них доступным каждому, а производство таких курсов сравнительно недорого и занимает считанные месяцы. Развертывание реформы "смешанного обучения" будет происходить в сети уже существующих университетов и школ, и станет органичным дополнением и радикальным оздоровлением существующей системы.

Текст публикуется с разрешения автора

Оригинал

Больше мнений здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.