19 октября 2017, четверг

Эффект плацебо. Главная проблема нашего образования

комментировать
Либо лидеры украинского образования предложат решительную реформу, либо высшее образование на долгие годы потерпит поражение

Главная проблема всех дискуссий о реформе стипендий и необходимости сокращения бюджетных мест в вузах заключается в том, что мы обсуждаем вопросы доступности получения корочек и забываем о вопросе доступности настоящего высшего образования.

Не секрет, что сегодня лишь малая часть украинских вузов чему-то системно учит (5, 10 или 20% - каждый может решить для себя), в то время как большинство занимается имитацией обучения для массовой выдачи дипломов страждущим, для которых диплом превратился в сугубо формальную статусную вещь ("у всех вышка есть, а ты что, дурак?").

Современное украинское образование в массе своей - это плацебо: "пустышка" без явных лечебных свойств, используемая в качестве лекарственного средства, лечебный эффект которого связан с верой самого пациента в действенность препарата. Вопрос не в том, как увеличить процент граждан, которым доступно это "плацебо", а в том, как увеличить процент граждан, которым доступно настоящее "лекарство": качественное высшее образование. А для создания качественного высшего образования, как ни крути, понадобится серьезно урезать раздутые расходы на госзаказ и стипендии, чтобы вложить освободившиеся деньги в увеличение зарплат преподавателей, улучшение материально-технической базы вузов и прочий бюджет развития. 

Сейчас наступает подходящий момент, чтобы продемонстрировать лидерство и предложить обществу новый общественный договор относительно высшего образования. Государство резко сокращает количество государственных вузов, уменьшает госзаказ и предоставляет стипендии лишь тем, кто в них по-настоящему жизненно нуждается и тем, кто демонстрирует выдающиеся успехи.

Продолжение игры в "мы как бы финансируем всех, а вы как бы преподаете и как бы учитесь", больше невозможно

Общество соглашается на это, но в обмен на радикальную реформу: освободившиеся деньги направляются на скачкообразное повышение зарплат преподавателям и администрации вузов, которые занимают должности исключительно через прозрачные конкурсы, выдачу достойных стипендий, а также на улучшение материального положения оставшихся вузов, лучшим из которых ставится задача в течение, скажем, 10 лет войти в топ-100 мировых рейтингов. Такая реформа будет сложной, но имеет все шансы на успех.

А вот продолжение игры в "мы как бы финансируем всех, а вы как бы преподаете и как бы учитесь", больше невозможно. Правительство в условиях крайней нагрузки на бюджет будет вполне логично перераспределять деньги с "производства плацебо" на более неотложные дела в других сферах, вообще ничего не оставляя на образование, общество будет вполне справедливо возмущаться, а реформировать систему высшего образования после урезания и так скромного в абсолютных цифрах бюджета уже не получится.

Либо лидеры украинского образования предложат решительную реформу, либо высшее образование на долгие годы потерпит поражение.

Текст публикуется с разрешения автора.

Оригинал

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.