9 декабря 2016, пятница

Будь в курсе. Три шага для Украины в образовании

комментировать
Первые эксперименты по смешанному обучению продемонстрировали прирост учебных результатов на целых 35%

Первые эксперименты по смешанному обучению продемонстрировали прирост учебных результатов на целых 35%

Слушать лекции преподавателей Гарварда, учиться мышлению роста, управлению стрессом и решению проблем — все это возможно и в Украине. Осталось сделать всего три шага

Украинские учебные заведения давно превратились в место, где одни делают вид, что учатся, а другие притворяются, что преподают. Но сегодня мир находится на пороге крупнейшей образовательной революции со времен изобретения печатного станка в XV веке.

Гремучая смесь новых технологий, форматов обучения и последних достижений науки открывает захватывающие перспективы для построения образовательной системы будущего. И Украине стоит воспользоваться этой возможностью. Я предлагаю три шага, необходимые нашей стране, чтобы вырваться из образовательного средневековья.

Готовить учащихся не к экзаменам, а к жизни. Современная система образования уходит своими корнями в индустриальный XIX век, когда школы и университеты выполняли функцию фабрик знаний, на конвейерах которых собирались одинаковые выпускники-заготовки. Однако сейчас ученикам нужен не конкретный набор знаний, достаточный для прохождения разнообразных экзаменов, а инструменты мышления, позволяющие успешно развиваться.

Пока наши студенты выбирают между ОБЖ и экологией, в Стэнфорде записываются на лекции “Планирование вашей жизни”

Альбер Камю однажды заметил, что в школе нас готовят к жизни в мире, которого больше не существует. Фактические знания, полученные в рамках современной университетской программы, устареют уже к моменту выпуска из вуза, в то время как фундаментальные навыки пригодятся всегда. Именно поэтому в ведущих западных университетах стремительно набирают популярность курсы, обучающие критическому мышлению, умению учиться самостоятельно, управлению стрессом и решению комплексных проблем. А в рамках классических курсов студентов подталкивают не скачивать рефераты из интернета, а на практике изучать навыки командной работы и лидерства. Пока украинские студенты выбирают между ОБЖ и экологией, в Стэнфордском университете активно записываются на лекции “Планирование вашей жизни”.

Применять революционные технологии обучения. В 2011 году в Стэнфорде дебютировал новый формат обучения: массовые открытые онлайн-курсы — видеолекции, интерактивные задания и форум для общения с преподавателем. Курсы успели окрестить самой быстроразвивающейся технологией в истории человечества: благодаря им сотни тысяч слушателей могут бесплатно учиться у лучших преподавателей мира. Но для того, чтобы совершить революцию в образовании, этого мало. Лучшее образование должно стать доступным не только активному самодисциплинированному меньшинству, но и каждому студенту.

Поэтому пригодится смешанное обучение: интеграция массовых онлайн-курсов в традиционный университетский учебный процесс. В этом формате студенты смотрят лекции лучших преподавателей страны и выполняют задания онлайн, а в вузе работают на практических занятиях и сдают финальный экзамен.

Первые эксперименты по смешанному обучению, прошедшие в Гарварде и Массачусетском технологическом институте, продемонстрировали прирост учебных результатов на целых 35%. Для украинской системы образования, где разрыв между горсткой настоящих университетов и бесчисленных заведений по штамповке дипломов чрезвычайно велик, смешанное обучение может стать настоящим спасением.

Освоить новую педагогику. Научные исследования последних лет полностью переворачивают наши представления о том, каким должен быть учебный процесс и почему одни люди добиваются успеха, а другие — нет. Например, традиционная зубрежка оказалась бесполезной. Вместо этого впечатляющую эффективность продемонстрировали различные методики вспоминания — воспроизведение из памяти основных тезисов прочитанного или прослушанного.

А еще ученым так и не удалось найти доказательства существования таланта. В связи с этим преподаватель Стэнфордского университета Кэрол Двек предложила различать два типа мышления: фиксированное и мышление роста. Люди с фиксированным мышлением верят в то, что их успехи предопределены врожденными способностями, поэтому они избегают сложных задач, когда существует риск неудачи. Увы, именно такой тип мышления зачастую культивируют школа и университет. Люди с мышлением роста, напротив, уверены, что все, чего достигает человек, он получает благодаря неустанной работе и настойчивости. Они не боятся задач за пределами своей зоны комфорта и не падают духом при первых неудачах. Так вот — выяснилось, что мышлению роста можно научить, и подобные программы уже активно действуют в США.

Еще пару лет назад я и подумать не мог, что научусь программировать и заработаю свои первые “взрослые деньги” с помощью массовых онлайн-курсов или что курс критического мышления навсегда изменит мое восприятие мира. Сегодня мы действительно стоим на пороге грандиозных изменений в образовании. Осталось лишь протянуть руку, чтобы воспользоваться их плодами.

Колонка опубликована в журнале Новое Время от 14 января 2016 года. Републикация полной версии текста запрещена.

Больше мнений здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.