26 июля 2017, среда

Как помешать партиям манипулировать людьми

Пока совокупный рейтинг доверия политических сил находится на уровне 15%, граждане не должны содержать их из своего кармана
Квартиры киевлян обходят представители коммунальных предприятий, которые интересуются тем, не протекают в домах межпанельные швы, отремонтирована ли крыша, не нужна ли помощь в утеплении балкона. Характерно, что усиленное внимание к межпанельным швам проявилось перед самыми выборами, а не раньше. Это, собственно, и все, что нужно знать о попытках
комментировать
Пока совокупный рейтинг доверия политических сил находится на уровне 15%, граждане не должны содержать их из своего кармана

Квартиры киевлян обходят представители коммунальных предприятий, которые интересуются тем, не протекают в домах межпанельные швы, отремонтирована ли крыша, не нужна ли помощь в утеплении балкона. Характерно, что усиленное внимание к межпанельным швам проявилось перед самыми выборами, а не раньше.

Это, собственно, и все, что нужно знать о попытках побороть в Украине админресурс. Ни один закон о государственном финансировании партий не преодолеет коррупцию, пока избиратель не начнет мыслить аналитически и не отличать явный или замаскированный ситуативный подкуп от настоящей, ежедневной работы. Обойти обязательную отчетность о полученных и потраченных партией средствах будет совсем несложно. Один из вариантов - творить добро за государственный (коммунальный) счет, что не надо включать в смету избирательных расходов.

Правда, такой способ мошенничества подходит не всем, а тем, кто уже находится у власти. Тем, кто не имеет своих людей в исполнительной власти, придется отчитываться по каждой копейке, потраченной на кампанию. А за соблюдением правил присмотрит Антикоррупционное бюро.

Итак, коррупции капут?

Пока не знаю, как, но уверен, что наши политики непременно выкрутятся. Возможно, за откаты договорятся с фирмами, производящими печатную продукцию (это как пример), о номинально низких ценах. Возможно, лидеры партий поголовно ударятся в благотворительность, а как будет коррелировать меценатская деятельность отдельной персоны с требованием закона открыть партийную бухгалтерию, пока не ясно. Возможно, в конце концов, перекупят с потрохами все Антикоррупционное бюро - а почему бы и нет? К его нынешнему главы уже есть вопросы, а чем удивит Артем Сытник за год или два - покажет время.

Перестройка партийной системы завершится, когда не избирателю будут нести гречку, а сам избиратель будет готов платить

Опыт Германии, где государство доплачивает 85 евроцентов за голос каждого обращенного партией избирателя, Украина не слишком подходит. Потому что у нас избирателей скупают оптом и в розницу. За них уже заплатили те, кто раздавал продуктовые наборы или в форс-мажорном порядке устанавливал детскую площадку во дворе или навешивал новые почтовые ящики. Почему за такие голоса должно еще и доплачивать государство?

И собственно политических партий в западноевропейском смысле слова Украина еще не имеет. Ни одна из тех, что возникли в начале 90-х, будь то социалисты или Народный Рух, по сути, не протянули в высшей лиге и четверти века. Ведь партии в Украине слишком быстро превратились в разновидность социального лифта, которые вывозят своих лидеров сначала в депутаты, а потом (если повезет и если будут заключены соответствующие коалиционные соглашения) - в министры или премьеры. О борьбе идеологий и программ здесь речь не идет.

Думаю, что, прежде чем принимать закон о государственном финансировании политических партий, Украине стоило бы эти самые партии родить и выкормить. Другое дело, что упомянутый закон понадобился не так для предотвращения коррупции, как утверждают его авторы и лоббисты, как для выполнения "безвизового пакета" требований. Если рассматривать этот документ как шаг к безвизовому режиму, то его принятие, будем считать, сыграло свою положительную роль. Но если рассматривать его как предохранитель от того беспорядка, который господствует вокруг партийной области, то о положительном эффекте от принятия закона говорить рано.

Плохо и то, что важное дело перестройки партийной системы начинается с откровенного лукавства. Если бы не визы - никто, наверное, с законом о государственном финансировании партий и не спешил бы.

Тем более, что в нем имеются значительные пробелы. И не только в нем одном. В законе "О выборах", например, отсутствует юридическое понятие избирательного штаба партии. Между тем, это черная дыра, которая высасывает из партийных бонз больше денег. Все эти приглашенные политологи, политтехнологи, перекупленные у конкурента социологи, пиар-менеджеры, коучи и тренеры, психологи и экстрасенсы, не говоря уже о мелочи вроде клерков, курьеров, секретарей, охранников и т.д. - никак не отражены в действующем законодательстве, а поэтому не понятно и то, подлежат ли они включению в общую смету расходов, или считаются персональными предпочтениями лидера, который имеет право тратить на них валюту из собственного кармана.

Следующий никем и ничем не урегулированный момент касается деятельности СМИ. Ни для кого не секрет, что большинство украинских СМИ (за исключением совсем мелких изданий или тех, что созданы и функционируют за гранты) подконтрольные кучке олигархов. Так же, как и политические партии в Украине, которые тоже в подавляющем большинстве принадлежат олигархату. Кто и как будет контролировать работу, скажем, нескольких общероссийских телеканалов, которые будут направлять производимый ими контент по "уничтожению" или, наоборот, по прославлению того или иного кандидата? И как в представленной партиями отчетности будут обозначены услуги этих самых телеканалов - как подарок владельца, джентльменское соглашение или откровенная джинса?

В Соединенных Штатах отсутствует государственное финансирование партий. Политические силы сами зарабатывают и рейтинг, и деньги, выданные под него авансом. Физическое лицо может пожертвовать партии не более $ 200, юридическое - не более 20 000. Во время последней кампании Барака Обамы 60% пожертвований, поступивших в адрес его штаба, составляли именно мелкие взносы по 200 "баксов". Это означает, что кандидата в президенты поддержали "рядовые граждане", и это очень хороший знак для любого претендента на власть. Ведь чем более "рассеянным" является финансирование, тем меньше опасений, что политик любого уровня будет вынужден "отрабатывать" полученные средства, пресмыкаясь перед тем или иным толстосумом.

Когда в Украине дойдет до того, что не избирателю будут нести гречку, а сам избиратель, не жалея, вынет из кошелька энную сумму в гривнах, тогда будем считать, что перестройка партийной системы успешно завершена. Сейчас речь идет о том, что финансирование партий обойдется каждому украинском в совершенно смешную сумму - гривну или что-то около этого. Но дело не в размере пожертвования, дело в добровольности. Пока совокупный рейтинг доверия к политическим силам болтаться где-то на уровне 15%, даже такой микрограбеж граждан должен сильно их возмущать.

Политические партии в Украине пока не заработали ни гривны, ни даже копейки. Поощрять их теперь - это ставить телегу впереди кобылы. Доверие дороже денег, и на него еще надо хорошенько поработать.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.