28 марта 2017, вторник

Турчинов, СНБО и соблазн узурпации власти

комментировать
СНБО – могущественная машина, которая может, как способствовать укреплению нацбезопасности, так и превратится в репрессивный орган с диктаторскими замашками

Верховная Рада со второй попытки приняла законопроект о расширении полномочий СНБО Украины. «За» проголосовали 253 депутата. Большинство коалиции, в первую очередь, представители «Самопомощи», продемонстрировали свою способность аккумулироваться вокруг президента и премьера, понимая при этом, какой сложный и неоднозначный выбор им предлагают.

С того момента, как изменения в закон будут подписаны президентом Петром Порошенко, СНБО станет могущественной машиной, которая может как способствовать укреплению национальной безопасности Украины, так и превратится в репрессивный орган с диктаторскими замашками, способные дискредитировать даже самую лучшую власть.

Чтобы сегодня уже не кричали противники такого решения, оно принято и с большой вероятностью будет подписано уже в самом скором времени украинским Гарантом. Система высшей исполнительной власти в Украине обретает новое звено, чье влияние на все остальные механизмы власти можно иметь далеко идущие последствия.

Де-факто, после вступление изменений в силу, обновленный статус секретаря СНБО ставит его в ряд с президентом, премьером, спикером. Верхушка политической элиты Украины обретает четвертый элемент, который в условиях незатухающей АТО может кардинально изменить функции и обязанности силовых структур страны, контроль над исполнением и сам подход к конфликту в Донбассе. Но с другой стороны, сверхактивность секретаря Совета, без четкого понимания как своих прямых функций, так и общей стратегии власти, может превратить СНБО Украины в некий прототип Третьего отделения, которым в царской империи заведовал небезызвестный граф Бенкендорф.

Сегодня многие проводят параллели между Турчиновым и Горбулиным, Турчиновым и Марчуком. Но правда в том, что каждый из них всегда остается исключительно собой

Главная опасность лежит в плоскости риска узурпации власти. Согласно новым нормам закона об СНБО Украины, этот орган получает дополнительные рычаги влияния не только на силовой блок. В сферу влияния Совета безопасности теперь будет входить и антикоррупционная деятельность, и борьба с преступностью. СНБО наделяется правом принимать решения по ряду очень спорных, ответственных вопросов, которые относятся к сфере национальной безопасности и обороны страны. Речь идет, как об основных стратегических вещах, так о принятия бюджета в сфере нацбезопасности и обороны. Таким образом, СНБО получает доступ к механизму распределения государственных заказов в области ВПК, что заставляет серьезных игроков этого рынка ставить на секретаря Совета. Не удивлюсь, если при такой тенденции, в среднесрочной перспективе, СНБО может получить некое право вето на ряд решений государственной важности.

История этого органа власти показывает, что его значение всегда определялось личностью того, кто возглавлял Совет. Сегодня многие пытаются проводить параллели между Турчиновым и Горбулиным, Турчиновым и Марчуком. Но правда остается лишь в том, что каждый из них всегда остается исключительно собой.

До принятия изменений от 25 декабря 2014 года, СНБО оставался координационным органом при президенте Украины. Да и время было совсем другое. Ведь война меняет не только ситуацию, но и людей. В случае Александра Турчинова можно говорить, что он будет пытаться держать руку на пульсе ключевых событий, связанных с АТО и противостоянием с Россией. Имея широкие полномочия, он может стать намного ближе к президенту, нежели силовые министры и глава СБУ. Быстрое подписание принятого законопроекта спикером парламента Владимиром Гройсманном говорит о том, что Петр Порошенко не против такой рокировки. Также, это может подтверждать теорию о наличии четких договоренностей между БПП и НФ о распределении сфер влияния. При этом мы видим, что Петро Порошенко четко оставляет за собой внешнюю политику государства, предоставляя в большей степени дела внутренние премьер-министру и, теперь уже, секретарю РНБО.

Такая политика может создавать дополнительные возможности для Гаранта и одновременно усиливать негатив по отношению к премьеру Яценюку и секретарю СНБО Турчинову, что, в свою очередь, не может не повлиять на рейтинги Народного Фронта. В преддверииместных выборов, которые состояться или в мае, или же осенью следующего года, такая ситуация может создавать большие политические риски для премьерской команды. Впрочем, как и для самого Арсения Яценюка, чьи ультиматумы касательно его отставки в случае несогласия парламентского большинства с политикой правительства, выглядят сегодня, мягко говоря, не уместно. Вместо ультиматумов, люди ждут внятных объяснений сути реформ со стороны исполнительной власти. И на сегодня картина выглядит именно так, что реформаторское бремя ляжет на плечи простых граждан страны.

Принятие изменений в закон про СНБО Украины продемонстрировало несколько важных моментов.

Во-первых, мы смогли убедиться в непрочности коалиции. Аплодисменты представителей «Оппозиционного блока» во время провала голосования во вторник, 23 декабря, можно назвать оговоркой по Фрейду. Мы видим, что бывшие соратники Виктора Януковича имеют свое видение украинского политического процесса и не намерены отступать.

С другой стороны, растет недовольство командой Яценюка-Турчинова и среди представителей провластных сил. В первую очередь, это касается Радикальной партии, ряда депутатов от Блока Петра Порошенка и самовыдвиженцев. Не будем забывать и про силовиков, которые все, кроме Арсена Авакова, сегодня ориентированы на президента, а не на премьер-министра. Уже в скором времени мы можем стать свидетелями жесткой конкуренции по линии Турчинова-Наливайченко, а также Турчинова-Смешко. Нельзя исключать, что принципиальность секретаря СНБО в плане защиты собственной точки зрения, может тормозить предупреждения диверсионных и террористических акций, стать причиной того, что украинские спецслужбы, имея много начальников, не будут способны эффективно исполнять свои обязанности.

Тяжким бременем на имидж Турчинова ляжет и грядущая волна мобилизация, ибо в нынешних условиях, проведения обычной мобилизации, то есть всех под гребенку, не будет иметь положительного эффекта, а только усилит разочарование граждан властью и всенародное чувство усталости от войны.

Случай Александра Турчинова – уникальный в истории независимой Украины. И то, как он запомнится, зависит о самого секретаря СНБО. Если ему хватит мудрости, и он сможет делегировать часть полномочий людям, компетентным в узкопрофильных вопросах, возникнет шанс на качественное управление сферой национальной безопасности Украины. Но всегда остается опасность соблазнения абсолютной властью, которая в итоге приведет к распрям, недовольству и, возможно, политическому забытью самого Турчинова, что будет играть только на руку нашему внешнему противнику. 

 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.