10 декабря 2016, суббота

Ответ противникам сноса памятников Ленину

комментировать
Какое общество можно построить, продолжая тешить себя самообманом, навязанным в детстве тоталитарной государственной машиной?

Когда общество переживает смутные времена, потрясения неизбежно рождают идолов. Ими становятся личности, которые прошли сквозь мрак лихих времен к победе и которые, как и полагается, пишут историю собственным пером. Личности великих лидеров невероятно романтизируются и приукрашиваются как их окружением, так и потомками, им приписывают совершенно выдуманные качества, вокруг них намеренно создают полубезумный культ – их превращают в идолов новой эпохи. Всякая идеология так или иначе становится похожей на религию – со своими святыми, великомучениками, обрядами, непререкаемыми авторитетами, догмами и пророками. Реальные исторические личности этих объектов культа не имеют почти ничего общего с их романтическим образом в идеологии, которая призвана заполнить собой идейный вакуум в головах людей и подчинить их победившей системе.

Ярчайший пример такого политического божества, образ которого десятилетиями навязывался нашим людям – это, разумеется, Владимир Ильич Ульянов (Ленин). Процесс демонтажа всех памятников Ленину, проводимый в рамках процесса десоветизации Украины, продолжается до сих пор, и следует заметить, что у многих наших соотечественников, особенно среди старшего поколения, эта мера ожидаемо не нашла поддержки. Однако, прежде чем скрежетать зубами по поводу новостей о демонтаже еще одного коммунистического изваяния в каком-нибудь городе, стоит хорошо задуматься, а достоин ли сам Ульянов-Ленин такой яростной защиты своего права возвышаться над улицами наших городов?

Вплоть до самого начала десоветизации Украины после победы Майдана Ленин окружал нас повсюду. Памятники этому деятелю, безусловно, сыгравшему выдающуюся роль в мировой истории, был едва ли не в каждом населенном пункте по всему постсоветсткому пространству. Причем зачастую и не один – в Мариуполе, к примеру, на 400 тысяч человек населения города до недавнего времени было три памятника Ленину – по одному на каждый из крупнейших микрорайонов. Ленин - в названиях улиц, проспектов, переулков, кинотеатров, микрорайонов, заводов, конструкторских бюро. Ленин сошел в нашу современную жизнь в независимой Украине с советских плакатов и портретов, обложек учебников, он был в стихах, в цитатах, песнях и гимнах, на звездочках октябрят, на партийных и комсомольских билетах. Ленин, Ленин, Ленин повсюду.

Ленин позиционировался как сверхчеловек, как сосредоточение абсолютного добра и мудрости, как «альфа и омега», источник всего лучшего в СССР. Еще при его жизни тысячи журналистов, актеров, поэтов, историков, музыкантов, художников поэтапно сформировали настоящий культ личности, которая не имела ничего общего с реальным Владимиром Ульяновым, лидером партии большевиков, которая 25 октября 1917 года в результате вооруженного переворота захватила власть в Петрограде и начала истребительную борьбу против всех своих конкурентов.

В истории нашего народа есть куда более достойные кандидаты на увековечивание

Культ Ленина формировался после революции стихийно, неосознанно, по инициативе простых людей, в разоренной войной и нищетой стране, где 90% населения составляли малограмотные крестьяне и рабочие. Среди солдат, крестьянства и рабочих, которые перебирались в города из сел в поисках хоть какой-нибудь работы, тогда были очень сильны традиции древних земледельческих культов, перемешанных с православием. В итоге в сознании необразованных простолюдинов Ленин предстал в образе сверхчеловека, который сошел с небес на землю, чтобы спасти трудовой народ от тяжких условий жизни и открыть им путь к светлому будущему.

Невероятная харизма Ленина вкупе с масштабом его личности делали свое дело – еще при его жизни в деревнях крестьяне ставили портреты Ленина вместо икон в «красных углах» своих изб, благословляли своих сыновей, отправляющихся на гражданскую войну, его образом в рамке, словно ликом Николая Чудотворца. Со временем каждый элемент биографии Ленина, выдуманной журналистами и писателями, сакрализировался – «новый царь» в крестьянском сознании масс любил свой народ, заботился о нем, а его болезни и смерть сделали его великомучеником и страстотерпцем наподобие библейского спасителя.

Провозглашенный Лениным «красный террор» и политика «военного коммунизма» никогда не падал виной на плечи нового «царя». В 1930-е годы в разгар коллективизации и насильственного сгона крестьян в колхозы, в Центральной России упорно распространялись слухи, что добрый Ленин воскрес, скоро придет и прогонит коммунистов, отнявших у крестьян хлеб и землю.

Многочисленные журналисты, партийные функционеры, писатели, художники, поэты в итоге превратили этот народный полурелигиозный культ в центральную идею советской идеологии и пропаганды, Ленин стал верховным божеством из коммунистического пантеона, выше Маркса, Энгельса и других олимпийцев. Появились и свои обряды почитания: знакомое всем обязательное паломничество к ленинскому мавзолею на Красной Площади, огромные портреты на демонстрациях, которые несли, словно православные иконы на крестном ходу. Молодые брачующиеся пары стали в обязательном порядке соблюдать традицию возложения цветов к памятнику Ленину после церемонии в ЗАГСе. Октябрята и пионеры воспитывались и росли под именем Ленина, его же именем клялись комсомольцы, а члены партии, словно достаточно закрытое сообщество высшего духовенства в любой религиозной стране, стали особо привилегированным классом. Что уж говорить о зашкаливающих предметах ленинского культа – вездесущие памятники, названия топографических объектов, организаций. Ленин был Иисусом Христом и пророком Мухаммедом, сочетая в себе все свойства религиозных божеств, которые из реальных исторических личностей в сознании людей превратились в объекты мистического поклонения.

Кем же в реальности был Владимир Ульянов? Официальная советская пропаганда, создавая и поддерживая беспрецедентный культ его личности, совершенно исказила его образ в истории. В советских хрестоматиях для начальной школы, в рассказах для первоклассников твердо писали, что Володя Ульянов был из бедной семьи и получил прекрасное образование лишь потому, что его родители «очень много работали и отдали все здоровье и силы», чтобы вывести сына в люди. В реальности же Ленин происходил из весьма состоятельной, почти дворянской семьи – его отец, Илья Николаевич Ульянов, построил блестящую карьеру на государственной службе в сфере просвещения, дослужился до звания действительного статского советника (что соответствует чину генерал-майора в армии или контр-адмирала на флоте), имел очень высокое жалование, фамильное поместье, и был неоднократно награжден высшими орденами Российской империи как исключительно ценный государственный чиновник. Все это не слишком увязывается с выдуманным «рабоче-крестьянским» происхождением Ленина, к отцу которого положено было обращаться «ваше превосходительство».

И таких примеров, когда официальная государственная пропаганда из исторической личности делала мифический объект культа, имеющий мало общего с «оригиналом», можно привести сотни. Ленин вовсе не был лидером российской политики дореволюционного времени, как это рисовали в пропагандистских учебниках, - вплоть до самого прибытия Ленина в легендарном «запломбированном вагоне» в Петроград через Германию город практически ничего не слышал о лидере революционеров-большевиков, одной из многих группировок, которые боролись за власть в столице гибнущей Российской империи. И сама Октябрьская революция, как он сам писал, стала полной неожиданностью для Ленина, который в обстановке хаоса в Петрограде сумел ухватиться за власть.

Не был, конечно, Ленин и сосредоточением добра и справедливости – кровавые времена диктовали исключительно свирепые решения. Именно так с самого прихода к власти в Петрограде Ленин приступил к созданию вооруженных боевых отрядов из восставших солдат и крестьян, которые начали то, что назвали потом «красным террором» - поголовным истреблением российской старой интеллигенции, офицеров, политических соперников партии большевиков, бывших функционеров царского режима и Временного правительства. Началась фантастически кровопролитная Гражданская война в России, не имевшая на то время равных по жестокости со всех сторон. С него началась эпоха массового террора крестьянства, казачества, интеллигенции, Голодомора, расстрелов «врагов народа», которые достигли кульминации в сталинские кровавые чистки 1937-1938 гг., унесшие до 1 млн. жизней. Каковы были последствия этих преступлений – известно всем.

Таков был реальный Ленин - сыном своего кровавого времени, титаном истории, которая, как известно, не имеет морали. Но все-таки следует задать вопрос тем, кто рвет на голове волосы при виде сноса памятников Ленину: действительно ли вы хотите, чтобы человек с руками по локоть в крови удостаивался памятников перед глазами ваших детей, которым вы бы никогда не пожелали жизни в условиях террора и беспощадного истребления людей «во имя великой цели»?

Какие ценности нужно исповедовать, чтобы так возвеличивать и восхвалять людей, которые одним росчерком пера отправляли в расстрельные ямы тысячи людей? Какое общество можно построить, прекрасно ведая о преступлениях коммунистических режимов сегодня, но продолжая тешить себя сладким самообманом, навязанным в детстве тоталитарной государственной машиной? Когда общество не желает учитывать уроки своего прошлого, оно обречено вечно двигаться по кругу – от одной катастрофы к другой и обратно.

В истории нашего народа есть куда более достойные кандидаты на увековечивание, восславившие нашу землю победами не войны, а мира: писатели, инженеры, строители, ученые, музыканты, поэты, врачи, спортсмены, режиссеры и актеры. А деяния политиков, за которыми нет ничего, кроме рек крови, лучше пусть останутся на страницах учебников, а не на наших улицах.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.