19 августа 2017, суббота

Бой стартапа. Как не выдумывать велосипед

комментировать
Если вам в голову приходит очередная идея продукта, без которого мир дальше не будет существовать, зайдите и купите его на Aliexpress

Что ни говорите, но большинство стартаперов – не прагматичные предприниматели, а романтики, увлеченные идеями «единорогов» и изобретений, меняющих мир. В современном цивилизованном мире они пытаются отыскать еще неудовлетворенные потребности человека, а потом изобретают очередной велосипед.

Иногда получается довольно забавно. Возьмем для примера потребность в общении. Для ее реализации у потребителей множество средств на все случаи жизни: мессенджеры, чаты, социальные сети, голосовая мобильная связь, даже рестораны и всевозможные городские пространства. Рассматривают ли весь этот ландшафт продуктов разработчики очередной гениальной идеи? Например, какой-нибудь социальной сети для родителей школьников? Как правило, анализ рынка в подобных случаях ограничивается размером потенциальной аудитории. Еще бы. В мире миллионы школьников, а у каждого, минимум по одному родителю. Да это Клондайк. А по факту оказывается, что они прекрасно общаются в Вайбере и Фейсбуке. И никакой маркетинг не заставит критическую массу пользователей установить очередное ненужное приложение себе на смартфон, а потом активно им пользоваться.

Вся горькая правда заключается в том, что базовых потребностей у человечества не так уж много. И мы не можем придумать новую потребность и навязать ее людям. Поэтому, если у вашего продукта нет конкурентов, то здесь одно из двух. Либо вы поленились, как следует, изучить рынок, либо в вашем продукте нет потребности.

Инвесторам не нужен уникальный продукт или гениальная идея. Они ищут бизнес-возможность

Помните, пока вы работаете над своей идеей, призванной улучшить мир, где-то в Австралии кто-то работает над прототипом вашего уникального продукта, а в Бразилии уже во всю идут тестовые продажи. Тем временем, китайцы выпустили в продажу партию копий бразильского чудо-продукта и таки делают мир лучше, если продукт, действительно, того стоит. Я уже видел с десяток браслетов, мониторящих показатели здоровья и местонахождение владельца, и не меньше всевозможных GPS-трекеров. Поэтому, если вам в голову приходит очередная идея продукта, без которого мир дальше не будет существовать, зайдите и купите его на Aliexpress.

Так что же теперь, неужели пора отбросить мысли о стартапе и начать рассылать резюме? Конечно, нет. Просто, вместо изобретения велосипедов, нужно сосредоточиться на рынке и его возможностях. Открою страшную тайну: ваш продукт может быть совсем неуникальным, но при наличии хороших рыночных возможностей, иметь неплохие шансы на успех.

Как оценивать привлекательность рынка? Читайте классиков. Да-да, модели Портера и Ансоффа все еще работают. Как быстро растет рынок? Какая доля у основных конкурентов? Каковы входные барьеры? Ищите ответы на эти вопросы. Вся правда в том, что потребитель молчит. А если его спросить, то он скажет неправду. О том, какой продукт нужен рынку, вам скажут конкуренты.

После того, как вы убедились в том, что рынок достаточно привлекателен, вам нужно еще детальнее проанализировать конкурентов, чтобы стать лучше и успешнее их. Только конкурентный анализ – это не просто взять и протестировать продукты. Успех на рынке зависит от многих факторов: маркетинг, логистика, ценовая политика и финансовая модель, доступ к человеческим и финансовым ресурсам. И это неполный перечень. Найдите самые слабые места у каждого конкурента и бейте по ним. Помните, как говорил ныне покойный Джек Траут: «Маркетинг – это война».

А как же «Стратегия голубого океана», завладевшая юными умами еще в далеком 2005 году? Все просто. На самом деле, реализация этой стратегии возможна только при наличии предварительно проведенного грамотного конкурентного анализа. После чего, находится та самая рыночная возможность, пока недоступная конкурентам, и позволяющая получить преимущество.

И в заключение. Инвесторам не нужен уникальный продукт или гениальная идея. Они ищут бизнес-возможность. Говоря простым языком, инвесторы должны понимать, что, вкладывая свои деньги в ваш стартап, через несколько лет они их вернут и приумножат. А для этого мало быть просто хорошими парнями и делать хороший продукт. Здесь работают законы рынка. И один из них вы выучили сегодня: не вступайте в войну, не изучив своих конкурентов.

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.
ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Никита Платоненко   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.