4 декабря 2016, воскресенье

Слепая на один глаз Европа

комментировать
Когда речь идет о миграционном кризисе, речь идет о людях

В тот вечер, когда итальянский режиссер Джанфранко Рози получил главный приз Берлинале, «Золотого медведя», я находилась на одном из многочисленных фуршетов фестиваля. К буфетному столику, у которого я стояла в компании нескольких женщин, подошел мужчина средних лет, немец. Речь зашла о том, как Берлин помолодел за последние 25 лет. «И благодаря беженцам он, наверное, станет еще моложе», - сказала одна из собеседниц.

«Вот уж нет», - с каким-то особенным задором внезапно запротестовал мужчина. - Я совсем не уверен, что все они милые люди». «Разве мы об этом? - спросила я. - И вообще, где вы видели страну, в которой живут только милые люди?». «Ну нельзя же просто взять и принять всех»,- ответил он. – Нужно же как-то выбирать!».

В этот момент я предпочла закончить дискуссию и удалилась. Две минуты спустя я получила долгожданное сообщение со списком победителей Берлинале. Документальный фильм Рози «Огонь в море» («Fuocoammare») взял главный приз. Фильм - об итальянском острове Лампедуза в Средиземном море, ставшем за последние годы транзитным пунктом более чем для 450 тыс. беженцев. Фильм о Европе и, в какой-то степени, фильм о нашей нелепой дискуссии за буфетным столиком.

Главному герою, итальянскому мальчику Самуэлю, 12 лет. В свободное время он гоняет по пустынным скалистым просторам Лампедузы и стреляет из рогатки по кактусам. Спагетти с кальмарами на ужин, домашние задания по английскому, жизнь идет своим чередом. Вот только иногда Самуэлю сложно дышать. Во время осмотра врач не находит никаких физических отклонений. Причина его недуга – страх.

«Нужно же как-то выбирать!»

Остров Лампедуза находится на расстоянии всего около 100 километров от Туниса. С начала нулевых сюда прибывают мигранты из Африки, желающие попасть в Европейский Союз. Задолго до потока беженцев с Ближнего Востока, добирающихся в большинстве случаев в Европу через Грецию, Лампедуза стала символом новой жизни и местом смерти. 15 тыс. человек, отправившихся в Европу на лодках и катерах, так и не достигли ее берегов.

Рози приближается к теме своего повествования медленно, можно сказать, аккуратно. Море неспокойно, оно переливается серо-голубыми оттенками, наступает ночь. «Пожалуйста, помогите нам», - слышится дрожащий голос по радиосвязи. «Ваше месторасположение, мой друг», - отвечает береговая охрана. Соединение прерывается. Бабушка Самуэля режет овощи кухне, когда на следующий день по радио рассказывают о затонувшем корабле с 250 мигрантами на борту.

Пьетро Бартолло, врач Самуэля, единственный персонаж этого фильма, соприкасающийся с обоими мирами Лампедузы: мирной жизнью шести тысяч островных жителей и прибывающими беженцами. «Я видел слишком много ужасного», - говорит Бартолло. Он рассказывает о мертвых женщинах и детях, которых ему приходится осматривать, и о кошмарах, которые не покидают его.

Для себя Бартолло сделал только один вывод: «Каждый человек, который хочет называться таковым, должен помогать этим людям». Когда Бартолло повторяет практически один в один свой монолог из фильма на пресс-конференции Берлинале, у многих наворачиваются слезы на глаза.

Главный приз Берлинского кинофестиваля этому фильму – символический диагноз Европе, попытка обратить взгляд на настоящее. Ведь документальное кино в большинстве случаев ближе к реальности, а документальное кино Рози смотрит практически в самую ее суть.

Один глаз Самуэля плохо видит, поэтому врач прописывает ему черную повязку для здорового глаза, чтобы «заставить» слабый глаз больше работать. Если бы это был выдуманный сюжет, можно было бы упрекнуть Рози в чрезмерно замысловатой метафоричности. Но Самуэль – реальный персонаж. А метафора слишком правдива. В своей политике по отношению к беженцам Европа все еще слепа на один глаз. Ведь некоторые ее лидеры полагают, что проблемы можно решить, просто закрыв границы. Ими движет страх. Иррациональный, отнимающий дыхание, природа которого знакома Самуэлю.

«Мне было важно, -  говорит режиссер после премьеры фильма, - показать ту трагедию, которая происходит на наших глазах. Мы все в ответе за это. Мне кажется, то, что там происходит – одна из ужаснейших трагедий человечества после Холокоста».

В этом не приходится сомневаться и зрителю, когда он погружается в переполненные меланхолией ландшафты Лампедузы и прислушивается к пронзительным песням-молитвам беженцев. Рози документирует прибывших и местных с одинаковым уважением и любовью к деталям. И он не боится зайти слишком далеко. Во второй части фильма зритель становится свидетелем спасательной миссии. Обессиленные, обезвоженные, едва живые тела вытаскивают из катера первыми. Только на несколько секунд камера спускается в нижнее отделение – там лежат трупы.

«Огонь в море» не углубляется в моральные аспекты ситуации, он не комментирует ее. Но с помощью чувственных, пронзительных изображений этот фильм убеждает в том, что когда речь идет о миграционном кризисе, речь идет о людях. Не о «милых» или «немилых». Не о христианах или мусульманах, нет. А о людях в целом. О тех, которые находятся в смертельной опасности, и тех, которые не в состоянии это предотвратить.

Больше мнений здесь

ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Инга Пилипчук   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Инга Пилипчук
Инга Пилипчук

Журналист, кинокритик

Другие мнения автора
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.