10 декабря 2016, суббота

Пролетая над Донбассом

комментировать
Перед крушением MH-17 над Украиной ежедневно пролетали около 400 лайнеров, 150 из них выполняли международные коммерческие рейсы

Спустя два года после того, как российская ракета земля-воздух сбила в небе над Восточной Украиной гражданский самолет, регион остается де-факто бесполетной зоной – здесь не летают ни гражданские, ни военные самолеты. Недавно международная следственная группа официально подтвердила, что 17 июля 2014 года малазийский лайнер МН-17, на борту которого погибли 298 человек, был сбит ракетой комплекса Бук, причем с контролируемой пророссийскими сепаратистами территории.

Согласно отчету, передвижная зенитно-ракетная установка принадлежала 53-й зенитно-ракетной бригаде РФ. На второй день после катастрофы Бук переправили обратно в Россию.

Москва не согласна с выводами Следственной группы. Мария Захарова, спикер российского Министерства иностранных дел, заявила, что результаты расследования «предвзяты и политически мотивированы».

Тем не менее, украинские, американские и независимые разведданные показывают, что Россия по-прежнему отправляет в Восточную Украину ракеты земля-воздух для поддержки комбинированных российско-сепаратистских сил (6 и 35 тыс. солдат соответственно). 20 августа Главное разведывательное управление Министерства обороны Украины сообщило о развертывании Россией нового мобильного подразделения противовоздушной обороны в Донбассе. По данным украинских властей, российская 60-я механизированная бригада в составе 12 зенитно-ракетных комплексов Тор-М2У малой дальности и 170 человек личного состава были передислоцированы из Приморского края России в Украину.

Разведданные показывают, что Россия по-прежнему отправляет в Восточную Украину ракеты земля-воздух

17 сентября независимый исследовательский вебсайт Inform Napalm опубликовал базу данных российских вооружений, находящихся сейчас в Донбассе. В списке есть несколько ракетных систем земля-воздух, включая 9K330 Тор, 9K331 Тор M-1 и 9K332 Тор M-2, а также самоходный зенитный ракетно-пушечный комплекс Панцирь-С1. Информация собрана из открытых источников – со спутниковыми снимками, видео очевидцев, а также личными фотографиями из профилей российских наемников и военнослужащих в социальных сетях.

Ник де Ларринада, редактор еженедельного журнала Jane’s Defence Weekly, говорит, что существующей информации недостаточно для того, чтобы точно определить список расположенных в Донбассе российских силы ПВО. Однако, по словам Ларринада, его издание идентифицировало следующие системы ПВО России на контролируемой сепаратистами украинской территории: 96K6 Панцирь-С1, 9K37 Бук, 9K35 Стрела-10, 9K32 Стрела-2, 9K38 Игла, 9K338 Игла-С, ПЗРК Гром-2.

«Думаю, опасность для коммерческих самолетов в зоне конфликта над Донбассом сохраняется до сих пор, – говорит Ларринада. – Судя по всему, таких систем среднего радиуса действия, как Бук, который может сбить авиалайнер на большой высоте, на востоке Украины уже нет, однако их могут вернуть в регион практически незаметно».

Запретная зона

Большая часть воздушного пространства над Восточной Украиной остается закрытой для гражданских полетов. Служба управления воздушным движением Украины запретила самолетам летать над зоной конфликта в Донбассе и над оккупированным Крымом. Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) и аналогичные ведомства многих европейских стран, включительно с Францией и Великобританией, также ввели ограничения на полеты над Восточной Украиной.

В октябре 2015 года FAA написала в своем извещении об изменениях в правилах проведения и обеспечения полетов следующее: «У российских сепаратистов есть доступ к различному зенитному оружию, включая переносные зенитные ракетные комплексы и, возможно, более продвинутые зенитные управляемые ракеты, которые могут сбить самолет на большой высоте».

Американские чиновники сообщают, что Восточная Украина некогда была одним из самых защищенных воздушных пространств мира. Но на основе данных из рассекреченных источников пока нельзя сделать окончательного вывода о том, сколько российских систем ПВО находилось в Донбассе в разгар боевых действий в 2014 году.

Американские чиновники полагаю, что поток российского оружия на сепаратистские территории не прекращался. «Стягивание российских тяжелых вооружений и солдат на территорию Восточной Украины продолжается, –  отметил 7 сентября представитель США в ОБСЕ Дэниел Байер. – Количество и разнообразие оружия, а также разного рода военного оснащения, которые Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ фиксирует на подконтрольной сепаратистам территории можно объяснить только поддержкой со стороны России. Российские военные возглавляют и контролируют сепаратистские силы».

На земле

Украинские военные самолеты перестали осуществлять боевые и спасательные миссии в Донбассе, поскольку этого требует первое перемирие, вступившее в силу в сентябре 2014 года. Военно-воздушные силы Украины не участвуют в конфликте.

В первые месяцы войны комбинированные российско-сепаратистские силы, вооруженные российскими зенитными ракетами и ПЗРК, сбивали украинские вертолеты, истребители и транспортные самолеты с ужасающей частотой. По сообщениям СМИ, до перемирия были сбиты семь украинских истребителей и штурмовиков, три транспортных самолета и, по меньшей мере, девять вертолетов.

Хотя украинские ВВС больше не участвуют в конфликте, воздушное пространство над Донбассом по-прежнему обороняется. Поставляемые Россией средства ПВО все еще представляют угрозу для коммерческих самолетов в этом регионе.

Американская FAA ввела первые ограничения для полетов над Украиной 25 апреля 2014 года. Противоречащие друг другу инструкции украинских и российских диспетчеров были одним из факторов, который подтолкнул FAA принять соответствующее решение. На тот момент конфликт перерос из небольших единичных перестрелок в более крупные сражения с применением танков, тяжелой артиллерии и авиаударов. После того, как в Восточную Украину устремились российская бронетехника, артиллерия, войска и системы ПВО, угроза для гражданской авиации увеличилась.

14 июня 2014 года украинский транспортный самолет Ил-76 был сбит около луганского аэропорта на подконтрольной сепаратистам территории. 49 солдат и членов экипажа погибли. Еще один украинский транспортный самолет, Ан-26, летевший на высоте 6,4 километров к юго-востоку от Луганска, был сбит 14 июля 2014 года. Экипаж выжил. После того как был сбит Ан-26 украинские власти установили для коммерческих самолетов более высокую планку полетов над зоной конфликта – не менее 9,8 километров. Ранее рекомендовалось летать не ниже 7,9 километров.

Большинство ПЗРК поражают цель на расстоянии не более 4,6 километров. Но продвинутые модели могут сбить самолет и на больших высотах. В зависимости от радиолокационной станции и ракеты комплекс Бук может поразить самолет на расстоянии до 140 километров и высоте до 24 километров над уровнем моря. Зенитные ракетные комплексы Тор, которые, по словам украинских чиновников, Россия недавно направила в Восточную Украину, могут поразить цель на расстоянии до 9,8 километров.

Несмотря на атаки на украинскую военную авиацию, коммерческие самолеты продолжали летать над зоной конфликта вплоть до катастрофы MH-17. После вступления в силу 9,8-километрового ограничения полеты над Украиной сократились примерно на 25% - 61 самолет из 32 различных стран летали по тому же маршруту, что и MH-17. (…)

Перед крушением MH-17 над Украиной ежедневно пролетало около 400 лайнеров, 150 из них выполняли международные коммерческие рейсы. Украинские чиновники сообщили, что доходы от транзитных сборов на рейсы снизились примерно на 160 млн евро в 2014-м, примерно на 80%.

Несмотря на финансовые расходы, де Ларринага из Jane’s Defence Weekly сказал, что Донбасс должен оставаться закрытым для полетов.

"Поскольку мир в Донбассе кажется призрачным, я думаю, что снимать запрет на коммерческие полеты над Донбассом может быть опасно", — отметил он.

Перевод НВ

Полную версию колонки Нолана Петерсона читайте на The Daily Signal

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.