13 декабря 2017, среда

Прощание с постколониальным

комментировать
Если мы не создадим эффективное государство, то неэффективное нынешнее просто сломается под грузом экономических, социальных и военных проблем

Cто лет назад в результате распада Российской империи Украина получила шанс на независимость, но не сумела им воспользоваться, а империя возродилась во многом за счет эксплуатации украинских человеческих и природных ресурсов. Мы не получили опыта государственного строительства, который успели приобрести в межвоенный период страны Центральной Европы и Балтии. Это привело к слабости институций, и государство по частям приватизировали крупные и мелкие олигархические кланы.

Основным принципом имперско-коммунистического правления было не допустить независимости колоний. Для этого разрывали технологические цепочки в экономике, перевозя детали и узлы на тысячи километров, чтобы республики не имели завершенных цепочек добавленной стоимости. Для этого же вынимали отдельные звенья из системы управления и передавали их в Москву, чтобы ни одно “республиканское правительство” (которое, кстати, почти ничем не руководило) не имело полного цикла разработки, принятия и реализации решений.

Постколониальная традиция породила броуновское движение. По данным Офиса лучшего регулирования (BRDO), 95% нормативных актов непонятно зачем нужны и что регулируют. Куча народу активно работает, но ответов на ключевые вопросы развития страны нет. Реформаторские усилия отдельных министров и заместителей тонут в неэффективных процессах и низкой исполнительной способности, а законопроекты пишут депутаты и активисты. Большинство сотрудников низкооплачиваемы, нацелены на процесс, а не на результат, и не имеют критериев оценки эффективности. Структуры чрезвычайно мозаичны, и порой только “тетя Валя знает, к кому с этим обращаться”. Управление зачастую ведется с помощью поручений, демонстрируя худшие примеры микроменеджмента.

Постколониальное и неэффективное, хаотичное и нескоординированное, закрытое и излишне политизированное, полное искушений и возможностей коррупции, насыщенное запутанными византийскими процедурами правительство не является ни привлекательным местом работы для порядочных и профессиональных людей, ни понятным и ответственным партнером для иностранных правительств. Без реформы правительства все остальные реформы просто некому делать. И вот эта реформа началась без особого шума, но с большими надеждами.

Практика организационных трансформаций показывает, что для успеха нужно одновременно поменять три составляющих: людей, структуры и процессы. Набор в новые структуры старых людей приведет примерно к таким же результатам, как и набор новых людей в старые структуры.

Прозрачность процедур дают надежду на победу достойных людей 

Начнем со структур. Министерства постепенно избавляются от функций управления государственной собственностью, админуслуг и контроля и должны сконцентрироваться на главном — на анализе, выработке и реализации публичной политики. Это означает: определить проблему, разработать альтернативные решения и предложить их политическим лидерам, а затем последовательно внедрить выбранный вариант, оценить результаты и показать их обществу. Для этого в министерствах создаются новые подразделения — директораты, отвечающие за целостные направления публичной политики.

Теперь люди. Прямо сейчас идет набор в директораты с помощью открытых конкурсов. Есть надежда, что высокие зарплаты привлекут профессионалов — и действительно, мы видим, что конкуренция велика. Понятно, что будет саботаж: создание препятствий для людей не из системы, протаскивание кланами своих, выведение из игры сильных претендентов. Но прозрачность процедур и контроль со стороны гражданских активистов и экспертов Евросоюза дают надежду на победу достойных людей с новыми ценностями.

Наконец, процессы. Разработан новый регламент правительства, позволяющий из хаотичного процесса нормотворчества и микроменеджмента создать четкий порядок, основанный на приоритетах, разграничении ответственности и вовлечении заинтересованных сторон. Новый регламент превратит правительство, условно говоря, из деревни ремесленников, где каждый мастерит свою поделку, в современную фабрику по производству эффективных решений.

Люди, структуры и процессы одновременно. Только так. Целью является превращение всех министерств в компактные команды высокооплачиваемых профессионалов, занятых только главным делом — решением проблем, стоящих на пути развития страны. Если мы не построим эффективное современное государство, то неэффективное постколониальное просто сломается под грузом экономических, социальных и военных проблем. И тогда окажется, что несколько поколений украинцев, боровшихся за независимость, отдали свои жизни зря.

Колонка опубликована в журнале Новое Время за 20 октября 2017 года. Републикация полной версии текста запрещена

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Новое Время приглашает на лекции наших известных колумнистов Диалоги о будущем. Подробная программа здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.