22 июля 2017, суббота

На проклятом острове нет календаря

комментировать
Почему раскол нашего общества — не между западом и востоком или украиноязычными и русскоязычными, а между историческими эпохами

Одним из самых больших открытий последних лет для меня стало то, что разные страны живут в разном времени. Не у всех на календаре XXI век, и дело не в том, что разные религиозные традиции ведут отсчет времени по‑разному, ведь в международных делах все пользуются европейским календарем. Дело в том, что на планете сосуществуют разные эпохи.

Есть страны, медленно ползущие по оси времени, старающиеся не отставать. У них сейчас 2016‑й. Но есть и постоянно стремящиеся обогнать свое время, те, откуда исходит множество инноваций, и в них местами уже 2020‑й. А есть такие, где нынче все тот же XX век, век массового индустриального производства — “мастерские мира”.

Есть страны, надолго и всерьез застрявшие в Средневековье с его закрытыми социальными лифтами, привилегированными классами и группами, властью кланов, пассивным, патерналистски настроенным населением, имперским или, наоборот, колониальным мышлением. Эта большая группа стран весьма разнообразна. Некоторые совсем недавно совершили рывок в современность, и теперь у них тоже XXI век. Другие как раз натужно пытаются сделать этот рывок, преодолевая сопротивление старых элит, которым комфортно в XVIII веке и вовсе никуда не хочется (Украина относится к этой категории).

Большинство же средневековых стран никуда не пытаются выскочить, они лишь уныло, безнадежно и с непониманием глядят на мир вокруг, наполненный инновациями и новыми удовольствиями. Наконец, есть и такие страны, которые со странной безумной радостью погружаются в Средневековье из вроде бы вполне благополучной современности. Мы видим, что страны не только живут в разном времени, но и движутся в разные стороны.

Некоторые части нашей страны провалились по оси времени на столетия

Есть страны, для которых и Средневековье представляется недостижимым и непонятным будущим. Их удел — варварская древняя эпоха. Натуральное хозяйство, непрекращающееся насилие, нищета и разобщенность, постоянный страх и борьба за выживание.

Разные эпохи и направления движения можно встретить и внутри каждой страны. В достаточно крупных, как Россия, можно насчитать до шести разных эпох, о чем впервые написал российский исследователь Булат Столяров. Да что там страны — в мегаполисах со значительным расслоением населения разные районы живут в разных эпохах (Бангкок — город контрастов), а порой доходит до того, что разрыв времени делит надвое одну большую семью, неумолимо поглощая энергию многих ее членов.

Часто конфликт между соседними народами — это вовсе не цивилизационное противоборство, а разрыв конфликтующих эпох (например, арабо-израильский конфликт или проблема беженцев в Европе). В одном из таких конфликтов довелось участвовать и нам с вами. Пока все соседи живут в одной эпохе, никакой особой цивилизационной разницы между ними не наблюдается. Как только кто‑то двинулся вперед или назад по оси времени, связи натянулись и лопнули, образовав кровоточащую рану.

Вот почему внутренний раскол украинского общества — это не раскол между востоком и западом, или украиноязычными и русскоязычными, или православными и католиками, или даже правыми и левыми. Это раскол между историческими эпохами. Это не разные взгляды на одни и те же вопросы — нет, это разные вопросы, актуальные для одних и непонятные для других — а непонятное страшит и отвращает. Примеров не счесть: безвизовый режим, рынок земли, право на ношение оружия, открытые списки политических партий, легкость ведения бизнеса, пенсионный возраст и так далее.

Причем, что важно, страна у нас в основном однородная: эпохи перемешаны в каждом регионе. Есть, конечно, исключения: некоторые части страны провалились по оси времени на столетия, а миллионы несогласных с таким провалом или убежали от катастрофы, или вынуждены жить там, где внезапно оказались, с надеждой на возвращение.

Важно также, что ни возраст, ни образование, ни конфессия не являются однозначным признаком эпохи, в которой вы живете. Вокруг нас много средневековой молодежи, много современных пожилых, есть люди из будущего всех возрастов. Понятно, что средневековая молодежь состарится и останется в той же эпохе. Понятно, что современные бабушки и дедушки вырастят таких же современных внуков.

С этой точки зрения становится ясно, какую ключевую роль играют образование и церковь. Ведь только образование способно вытащить человека из средневековья в современность, и только церковь может спасти нормального жителя средневековья от падения в варварскую древность.

Осталось понять, какими инструментами вытаскивать людей и страну в будущее.

Колонка опубликована в журнале Новое Время за 24 февраля 2017 года. Републикация полной версии текста запрещена

Больше мнений здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.