5 декабря 2016, понедельник

Почему советские фильмы все еще очень популярны

комментировать
Почему мы до сих пор с наслаждением смотрим советские комедии и другие легкого жанра фильмы? Потому что в них чувствуется первое дыхание свободы, почти задохнувшейся в терроре страны

14 апреля 1976 год актрисе театра и кино Фаине Раневской генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев вручает орден Ленина.

- Муля, не нервируй меня! – приветствует Брежнев выходившую на сцену 80-летнюю актрису
- Леонид Ильич, - искренне возмущается Раневская, - так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы.
- Простите, - смущен генсек, - но я вас очень люблю.


Кадр из фильма ПодкидышКадр из фильма Подкидыш


Фразу, «Муля, не нервируй меня», в 1939 году во время съемок фильма Подкидыш придумала сама Раневская. Это ее импровизация. Так ее героиня Ляля, отчитала своего супруга Мулю.

Раневская вспоминала, что в начале войны, во время эвакуации в Ташкенте пошла вместе с поэтессой Анной Ахматовой на местный рынок. «За мной бежали дети и хором кричали: «Муля, не нервируй меня». Это очень надоедало, мешало мне слушать Анну Андреевну. К тому же я остро ненавидела роль, которая принесла мне популярность».

Брежнев не обиделся на замечание легенды. Генсек был большим поклонником кино, которое в годы его правления достигло неслыханных высот.


Леонид Ильич любил побалагурить Леонид Ильич любил побалагурить 


За 10 лет до того памятного блица между Раневской и Брежневым в 1966 году ЮНЕСКО опубликовало данные, согласно которым СССР вышел на первое место в мире по кинопосещениям на душу населения. В среднем каждый советский человек ежегодно 19 раз посещал кинотеатр. В некоторых республиках (РСФСР и Казахская ССР) – до 22 раз. Для сравнения в США – 12, Франция – 8 раз.

В 1966 году в СССР началась восьмая, так называемая «Золотая пятилетка». То есть экономически самая успешная в истории Советского Союза, ввиду относительно либеральных реформ проводимых правительством Алексея Косыгина. Плюс к этому послевоенный бум рождаемости дал свой результат. Тем, кто родился во второй половине 1940-х, в середине 1960-х исполнялось 18-20 лет. Это первое непуганое поколение не знавшее демонических сталинских порядков. Оно свободно. Оттепель дала толчок свободному искусству.

Героями фильмов становятся не передовики производства, доярки, трактористы или партийные работники, а люди «из соседнего двора», отважные и смешные.

И хотя каждый фильм проходит через строгих цензоров, как например чиновников от Госкино, а то и выше, все же времена большого страха уже позади.

В 1937-м Григорий Козинцев и Леонид Трауберг сняли фильм Юность Максима. О революционере Борисе Чиркове. Музыку к фильму писал Дмитрий Шостакович. Актеры играли блистательно.

Фильм принимал лично Иосиф Виссарионович. Во время просмотра в зал входит Александр Поскребышев, заведующий канцелярией секретаря ЦК ВКП(б) Иосифа Сталина и передает вождю записку. Тот под светом фонарика молча записку читает, после громко произносит: «Плохо».

Козинцев слышит это, и падает в обморок.

«Когда этот хлюпик очнется - сказал Сталин, - передайте ему, что «плохо» относится не к фильму. Товарищу Сталину весь мир говорит: «плохо», не падает же Сталин от этого в обморок».

Вождь часто просматривал киноленты, перед тем как пустить их в народ.

После смерти Сталина киноцензура никуда не делась. Она все еще была достаточно жесткой. Фильмы пачками ложились на полки.

В 1964 году, молодой режиссер Элем Климов сдавал дипломную работу – детский фильм «Добро пожаловать или Посторонним вход запрещен». Прекрасную комедию, где в главной роли сыграл Евгений Евстигнеев.


Чиновникам от Госкино показалось что эпизод "похорон" бабушки главного героя это намек на Хрущева, так как бабушка подозрительно похожа на первого секретаря ЦКЧиновникам от Госкино показалось что эпизод "похорон" бабушки главного героя фильма "Добро пожаловать или посторонним вход запрещен", это намек на Хрущева, так как бабушка подозрительно похожа на первого секретаря


Фильм показали в Госкино. Полный зал редакторов. Климов вспоминает: «Ни единого смешочка. Весь фильм идет при ледяном молчании. Лишь иногда какие-то странные звуки раздаются. Потом зажигается свет и все с каменными лицами уходят. И тут один из редакторов, делая вид что хочет прикурить, подходит и шепчет мне на ухо: «Потрясающе смешная картина. Я оборжался». И мгновенно уходит».  

Несмотря на то что высшее кинематографическое начальство ставит фильму диагноз: «Антисоветская картина», картина все же пошла в прокат. Фильм посмотрел Никита Хрущев. Первый секретарь ЦК КПСС над картиной смеялся как дитя. После чего детище Климова было допущено до широких масс.

Так или иначе, было много фильмов, которые и строго запрещали, или искусственно ограничивали. Но главное что теперь у сценаристов, режиссеров уже не было животного страха. Страха не столько за свой продукт, сколько за свою персональную судьбу. А значит теперь им творилось хоть и не легко, но значительно легче, чем тому же Козинцеву.

От чего шедевры получались легкие. Герои кинокартин – родными. Фильмы разбирались на цитаты.

Мой товарищ, чех, приехав в середине 1990-х в Украину, говорил мне: "чтобы вас понимать, мне нужно было пересмотреть все советские кинокомедии". Так и есть, мы все до сих пор общаемся и шутим, заготовками из тех фильмов.

Только нашего человека улыбнет, на первый взгляд пустая фраза: «шляпу сними».


Шляпу снимиШляпу сними

Это не единственная ушедшая в народ ирония из комедии Кавказская пленница, что вышла на широкие экраны 1 апреля 1967 года.

До сих пор, тут и там я слышу:

"Будь проклят день, когда я сел за баранку этого пылесоса!"

ИЛИ

- Вы меня не так поняли. Я совершенно не пью. Понимаете? Не имею физической возможности.
- Вот по этому поводу - первый тост.

ИЛИ

- Птичку жалко!

 ТАКЖЕ

- Простите, часовню тоже я развалил?
- Нет, это было еще до вас, в 14 веке.

ИЛИ ЭТА:

- Чей туфля?

И т.д.

Блистательная комедия Леонида Гайдая Кавказская пленница не пропала в госархивах совершенно случайно, благодаря Брежневу.  

Фильм принимал председатель Госкино Алексей Романов. Во время сеанса он слышал как киномеханик, и его помощник лопались от смеха. Романова же в киноленте все раздражало, в том числе и киномеханик.

- Эта антисоветчина выйдет только через мой труп, - резюмировал свой просмотр ни разу не улыбнувшийся большой чиновник.

- Тоже вариант, - шепнул на ухо Морису Слободскому - Яков Костюковский, оба авторы сценария.

Романов в тишине шутку расслышал.

- А вот это уже хулиганство, - отреагировал он.

Что в этой комедии было антисоветского? Твист, которому обучает Бывалый отдыхающих? Может быть. Твист в СССР - танец с плохой репутацией.

Это же неприлично такие жесты делать определенными  частями тела (Никита Хрущев)

Никита Хрущев, первый секретарь ЦК КПСС про твист говорил: «Это же неприлично такие жесты делать определенными  частями тела». На встрече с интеллигенцией руководитель большой страны иронизируя назвал этот стиль «свист», а танцующих «секта трясунов». Когда в 1962 году был арестован полковник внешней разведки Олег Пеньковский, завербованный Западом и результативно на него сработавший, в газете Правда про шпиона написали: «Он изучал не только азбуку Морзе, но и па модных западных танцев твист и чарльстон».

Так или иначе, Романов Кавказскую пленницу к показу запретил.

Это было в пятницу. А в понедельник Романов уже обнимал режиссера фильма Леонида Гайдая, поздравляя того с удачной картиной.

Секрет полишинеля заключался в том, что на выходных Леонид Брежнев, генсек ЦК КПСС запросил себе на дачу любой новый фильм, чтобы развеять скуку. За неимением ничего свежего дали Кавказскую пленницу.

Костюковский в одном из интервью газете Факты вспоминал: «Говорят, генсек смеялся так, что стены тряслись. За выходные дни Леонид Ильич посмотрел фильм несколько раз, а когда узнал, что он запрещен, распорядился немедленно выпустить ленту в прокат. Брежнев очень любил этот фильм, особенно эпизод, где Никулин говорит: «А еще в соседнем ауле жених украл члена партии».

В общем, здоровое чувство юмора Брежнева стало благословением для всплеска добротной советской кинокомедии. Да и других фильмов легкого жанра. Без лишней героики и партийного пафоса.

Один за одним рождались блистательные фильмы, часть из которых до сих пор успешно рвут на части телевизионный прайм-тайм.

Актеры наравне с космонавтами стали народными героями, чьи портреты, например в виде календарей, висели во всех конторах, общежитиях, книжных магазинах и т.д.

По всей стране массово начали строиться кинотеатры, и даже кинодворцы. Этим сооружениям при любой экономической и политической погоде в те годы в СССР был предоставлен не слыханный картбланш.

Например, в конце 1960-х Москва выступила против возведения в Киеве концертного Дворца Украины, считая это лишней тратой денег. Тогда первый секретарь ЦК КПУ Петр Шелест пошел на хитрость и доложил в Кремль, что в Киеве возводится не концертный зал, а огромный кинотеатр. «Другое дело», сказали в Москве. А уже когда в 1970-ом Дворец Украина был возведен как концертный зал, запрещать открытие уже не было смысла. Шелесту влетело, но он некоторое время был фигурой почти неприкосновенной.

На массовое строительство новых кинотеатров у правительства Алексея Косыгина не хватало бюджетных средств. До того много их начали возводить. Тогда было принято решение: строить кинотеатры за счет трехгодичных банковских ссуд. Чтобы эти ссуды было легко вернуть в первый год налоги с таких кинотеатров были в четверо ниже, чем в кинотеатрах, построенных за средств казны.

Но уже в середине 1970-х маятник качнулся в другую сторону. Причем не только в СССР. Развитие телевидения позволяло смотреть кино не вставая с дивана.

В новогоднюю ночь с 1975 на 1976 год, 40 лет назад на телеэкраны выходит главная зимняя комедия страны – Ирония Судьбы или С легким паром. До него всех ошарашил сериал Семнадцать мгновений весны и т.д.

Это совсем не означает что Госкино прекратило травлю режиссеров и сценаристов. Полки исправно заставлялись километрами отснятых фильмов. Иные просто запрещали снимать. Как например запретили Василию Шукшину снимать Степана Разина, а тому же Элему Климову – Агонию (о царском фаворите Распутине). Потом правда разрешат.

Тем не менее, в стране ежегодно снималось около 150 картин. Из них десятки – пережили саму страну. А еще около 800 картин в год тогда же снимала Индия. Боливуд заслонил собой все кино- и телеэкраны СССР. Плюс кинематограф соцстран. Всей этой индустрии стало тесно в кинотеатрах и, как пел мультяшный кот Матроскин: «Телевизор мне природу заменил».

К 1977 году показатель посещаемости в кинотеатрах упал до 16 посещений в год. К 1987-ому – 14 посещений в год. В 1980-х из-за отсутствия заказов перестала работать Киевская кинокопировальная фабрика, которая печатала 70-мм копии. Перестали строиться широкоформатные кинотеатры, а существующим, свыше 8 тысяч по всей стране уже нечего было показывать.

И все равно - 14 посещений в год это выше, чем в странах Запада. Правда, в этих странах люди уже во всю пользовались видеомагнитофонами, которых в Союзе не было, а когда они появились, то стоили не меньше хорошего автомобиля.

Видеомагнитофону Андрей Макаревич даже посвятил отдельную песню:

…Я очень собрался – задаче отдался,
Полгода не ел и не пил.
Копил, экономил на шмотках, на доме,
Но "видео" все же купил.

Ни кофе, ни сыра, - пустая квартира
И джинсы сносились до дыр.
Но вижу запретный, такой разноцветный
Капиталистический мир

К 1984 году половина всех снятых фильмов не преодолевали рубеж в 5 млн. зрителей. К 1987-м – уже 2/3 фильмов получали менее 5 млн зрителей. Доходы кинотеатров, а это поначалу 1 млрд рублей (очень много) сократились вдвое, затем втрое.

Теперь же, когда есть интернет, а в нем youtube, ex.ua, megogo и невозможное количество всевозможных платных, бесплатных, пиратских видеотек завлечь людей в кинотеатры становится все сложнее и сложнее. Но я  думаю на, по настоящему хорошую картину, хороший фильм собрать приличную кассу все еще будет возможно.

Даже советский, авторитарный, безжизненный режим показал, кино может быть очень даже успешным рыночным продуктом. Ему нужно всего лишь - окно свободы, и окно возможностей. Чего я всем нам и желаю.

  САМЫЕ КАССОВЫЕ ФИЛЬМЫ в СССР (число кинозрителей проката)

 

  1. Есения (1974 год) мексиканская мелодрама – 91,4 млн
  2. Пираты XX века (1979 год) советский боевик – 87,6 млн
  3. Москва слезам не верит (1979 год) лирическая мелодрама – 84,4 млн
  4. Бриллиантовая рука (1968 год) кинокомедия – 76,7 млн
  5. Кавказская пленница (1967 год) кинокомедия – 76,5 млн
  6. Свадьба в Малиновке (1967 год) кинокомедия – 74,6 млн
  7. Экипаж (1979 год) советский боевик – 71,1 млн
  8. Операция Ы и другие приключения Шурика (1966 год) кинокомедия – 69,6 млн
  9. Щит и меч (1968 год) – военный фильм, совместный с Польшей и ГДР – 68,3 млн
  10. Великолепная семерка (1968 год) – американский приключенческий боевик – 67 млн

 

 

 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.