8 декабря 2016, четверг

Почему образование в опасности

комментировать
Украинская система образования повторяет все ошибки тоталитарного строя. Ну, или почти все.

В 1921 советская власть заказала художнику Юрию Анненкову портрет Владимира Ильича Ленина. Вождь мирового пролетариата терпеливо позировал в течении двух сеансов длившихся примерно по два часа. Во время одного из них речь зашла об образовании. Анненков в своей книге Дневник моих встреч. Цикл трагедий, вспоминает откровения от Ленина.


Голова вождя. Работа Юрия Анненкова
Голова вождя. Работа Юрия Анненкова

- Наш лозунг «ликвидировать неграмотность» отнюдь не следует толковать как стремление к нарождению новой интеллигенции, - поясняет Ильич. - «Ликвидировать неграмотность» следует лишь для того, чтобы каждый крестьянин, каждый рабочий мог самостоятельно, без чужой помощи читать наши декреты, приказы, воззвания. Цель вполне практическая. Только и всего.

Этот ленинский взгляд на образование напомнил мне одну историю о которой я в деталях услышал два года назад в Берлине. Там я слушал пятидневный курс о истории и причинах зарождения фашизма в Германии.

Глава министерства оккупированных восточных территорий Альфред Розенберг в июле 1942 года получил письмо от Мартина Бормана, правой руки Гитлера и основного распорядителя всех законов в завоеванных имперских провинциях.
Цитата из того письма:
"Образование опасно. Вполне достаточно, если они [славяне] смогут считать до 100... Каждый образованный человек — это будущий враг".

"Образование опасно. Каждый образованный человек — это будущий враг". (Мартин Борман)

Коммунизм и фашизм мыслят в одном направлении. И те и другие стремятся контролировать все сферы жизни поданных, а образование и подавно. "Каждый образованный человек — это будущий враг". (Мартин Борман). Ленин и ленинцы думали также.

Нет лучшего средства для укоренения диктатуры серости, чем тотальная девальвация знаний.
Итак в августе 1918 года Ленин издал декрет, согласно которому для поступления в университет более не требовалось наличие среднего образования.
Не обходилось и без курьезов. Преподаватель математики МГУ предложил аудитории решить уравнение. Диктует: «два в квадрате»… часть студентов так и сделали, нарисовали квадрат, а внутрь его поместили цифру «2».

Но так весело было не всегда. В 1920-ом году во время лекций по зоологии «красное студенчество» заподозрило ректора МГУ Михаила Михайловича Новикова во «враждебности к Советской власти». В итоге, ученый с мировым именем, в будущем член Американской академии искусств и наук, был арестован, а в 1922 году выслан из страны. Курс сопромата в Московском государственном техническом университете и вовсе пришлось временно убрать, так как студенты расценили его как попытку сопротивления коммунистическому режиму. Юридический, историко-филологический факультеты тоже закрыли. А зачем это нам?
Старой университетской системе образования противопоставили новую.

Например Ленинградский коммунистический университет имени Зиновьева. Он представлял собой трехмесячные курсы агитаторов, которые включали в себя общеобразовательный курс и отделения: советского управления, советской милиции, советской юстиции, уголовного розыска, сельскохозяйственное, транспортное, радиотелеграфическое, городское благоустройство.
По окончанию трехмесячных курсов наиболее способные студенты приступали к преподаванию. Еще 1 октября 1918 года в первой статье Декрета Совнаркома: «О некоторых изменениях в составе и устройстве государственных учебных заведений Российской Республики» было сказано: «Все лица, самостоятельно ведущие преподавания в высших учебных заведениях, носят единое звание профессора». То есть человек без среднего образования окончивший трехмесячные курсы агитаторов и оставленный при университете имени Зиновьева автоматически становился профессором.

(И мы еще что-то хотели от нашего «донецкого проффесора», большого ценителя поэзии украинского стихотворца Антона Павловича Чехова. Хорошо, что наш "проффесор" все таки улетел на симпозиум в Ростов на Дону. Жаль томик Анны Ахметовой не прихватил с собой).
Поступить в настоящий вуз в 1920-1930-х тоже было не так уж и трудно. Олег Будницкий, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН РФ рассказывает, что для детей рабочих и крестьян были созданы специальные условия и привилегии. Нужно было написать диктант (и то не всегда) а также совершать операции с целыми числами в пределах четырех действий арифметики. (Почти ленинская норма). (Большой привет нынешней системе льгот поступления в украинские вузы по рабочим и прочим квотам).


Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Свой путь в науке начинал с работы "вридлом" (временно исполняющий обязанности лошади)
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Свой путь в науке начинал с работы на Соловках "вридлом" (временно исполняющий должность лошади)


В это самое время, в 1928 году 22 летний Дмитрий Лихачев, выпускник ЛГУ, будущий великий советский филолог, культуролог, искусствовед и академик РАН (успел получить хорошее среднее образование до большевистской революции), отбывал срок на Соловках. Здесь он некоторое время работал «Вридлом» (так на Соловках называли каторжный труд - временно исполняющий должность лошади). Вы знаете лучшее применение для филологов?

Арестован Лихачев, студент романо-германской и славяно-русской секции отделения языкознания и литературы факультета общественных наук, за участие в студенческом кружке Космическая академия наук. Ребята слишком серьезно и одновременно иронично отнеслись к образованию. Лихачев сделал доклад о старой русской орфографии. (Ужас!!!) В итоге осужден на 5 лет за контрреволюционную деятельность.

Ради справедливости следует сказать, что в первые годы становления СССР в стране насчитывалось 129 вузов, а к 1934 году их уже было 600. Псевдовузы плодились со скоростью, которую опередила разве что современная Украина. (В Украине около 800 вузов, во Франции – 41). Уровень образования в первых советских вузах был весьма девальвирован.

В СССР не скупились на финансирование просвещения. Напротив, в СССР на систему образования уходило до 5% ВВП, в странах Запада – 3,3% ВВП. Только деньги эти большей частью по глупому транжирились, нежели разумно использовались. Наука становилась бесплодной. Образование – оторванным от жизни.
Как там у Бориса Пастернака

Сквозь прошлого перипетии
И годы войн и нищеты
Я молча узнавал России
Неповторимые черты.

Поставьте вместо слово Россия – Украина, и молча постигаем «неповторимые черты».

Извините, отвлекся.
Для карьерного роста в первой половине существования СССР высшего образования даже такой низшей пробы и вовсе не нужно было.

Например, в июне 1930 года Секретариат ЦК утвердил положение об организации годичных курсов для подготовки руководящих работников Наркомата иностранных дел. От кан¬дидатов требовался партстаж не менее 10 лет, желательно — рабочее происхождение. Образование или знание иностранных языков — необязательны.

В итоге, между тем с декабря 1934 по февраль 1941 года в составе Политбюро ЦК ВКП(б) не было ни одного человека с законченным высшим образованием. В 1937 году среди секретарей обкомов высшее образование имели 15,7%, у секретарей горкомов — 9,7%. По данным Всесоюзной переписи населения 1939 года среди руководителей районного и городского звена высшее образование имели 4%.

Образованность стала улетучиваться не только из партийных кабинетов, но даже из научных лабораторий.

В 1935 году академиком Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина становится Трофим Лысенко! За год до этого «всесоюзный академик» без высшего образования, Трофим Денисович Лысенко стал еще и академиком наук УССР. Цитата из газеты Правда 1933 год о Лысенко: «Университетов не проходил, мохнатых ножек у мушек не изучал, а смотрел в корень».

А вот уже из выступления самого Лысенко в Кремле в 1935 году во время встречи Сталина с ударниками сельского хозяйства: «Многие ученые говорили, что колхозники не могут заниматься генетикой, потому что для этого надо закончить институт. Но это не так. На основе единственно научной методологии, единственно научного руководства, которому нас ежедневно учит товарищ Сталин, это дело вытягивается колхозом».


"академик" Лысенко (на фото справа) дает распоряжения по селекции семян
"Академик" Лысенко (на фото справа) раздает ЦУ по селекции семян

В 1937 году в статье «Мой путь в науку» в газете Правда Лысенко написал:

«Имея способности и желания, в нашей стране легко стать ученым. Сама советская жизнь заставляет становиться в той или иной степени ученым. У нас очень трудно и даже невозможно провести резкую, непереходимую грань между учеными и не учеными».

11 января 1938 года в газете «Социалистическое земледелие» генетик-аматер Лысенко публикует редакционную статью под заголовком «Оздоровить Академию сельскохозяйственных наук. Беспощадно выкорчевывать врагов и охвостье из научных учреждений». К этому времени арестованы подряд два президента ВАСХИЛа. Один из них - ученый с мировым именем, селекционер, Георгий Майстер. Его расстреляли. Как за год до этого расстреляли ученого Александра Чаянова, а следом за ним его коллегу Николая Кондратьева, оба однокурсники великого советского генетика Николая Вавилова, замученного в застенках НКВД в 1943-ом. (Учились до революции в Московском сельскохозяйственном институте).

Кроме всего прочего, как рассказывает Будницкий, ухудшению качества образования поспособствовало не только физическое истребление ученых и продвижение неучей, но и отделение науки от образования высшей школы. В конце 1930-х годов наука была выведена из системы университетов, и системы образования, и была сосредоточена в академии наук отраслевых институтов. (Эта болезнь и нынешней системы постсоветского образования).
Непоощрение к образованию старшее поколение помнит из расчета зарплатной сетки. Жалование дипломированного инженера – около 110 рублей, ниже чем у токаря 5 разряда, троечника провинциального профтехучилища.

Уже во второй половине XX века, когда мир вступил в постиндустриальную эпоху, сделав ставку на экономику знаний, отставание СССР от цивилизации стало слишком явным. (разве что кроме ВПК, да и то большой вопрос).

В 1960-х в СССР начинается настоящий студенческий бум. Во-первых, в 1956 году отменяется плата за обучение в старших классах и в вузах (введенная 26 октября 1940-го года). Стоимость образования была невысокой, но для селян, которые вовсе не получали зарплаты и пенсии - любая цена была барьером к образованию. Во-вторых,  в СССР на 50 году жизни страны колхозникам и их детям начинают выдавать паспорта. А это значит – относительная свобода перемещений. В третьих, страна перешла на всеобщее обязательное среднее образование. Студенты превращаются в отдельный, беспокойный общественный класс. Они-то и раскачивают лодку под названием Оттепель.

Они же становятся героями фильмов, шаржей и книг. В ежедневный оборот на все случаи жизни входят фразы: "Учись студент". "Убью студент". Профессор - лопух".

Школьному и прочим видам образования стали уделять больше внимания. В 1966 году (50 лет назад) в среднее образование даже ввели обязательное обучение английского языка. Дабы наши люди могли говорить с большим миром на понятном наречии. Только я лично еще не видел ни одного земляка, кто без репетитора, выучил в школе английский язык.
Снова не могу обойтись без русской классики:

Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь…

Если вы способны без гугла распознать автора этих строк, и само произведение, значит скорее всего у вас хорошее советское образование.
Тогда о чем это я?
Ах да, о советском образовании, которое может быть и было хорошим, но не конкурентным для XX-го и уж тем более XXI века.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.