23 января 2017, понедельник

Как школа убивает гениев

комментировать
Для массового рождения гениев нужны все виды общественных свобод, и культивировать их нужно уже со школы.

1786 год немецкий город Брауншвейг. В местной школе идет урок арифметики. Учитель математики, некто Бюттнер дает детям задание, которым обеспечивает их занятость на ближайшие полчаса, а то и час. Он просит детей сложить все числа от 1 до 100. Когда результат будет добыт, его следует записать на маленькой деревянной доске, и отдать педагогу. Бюттнер направился к своему столу. Но вот, буквально через две минуты посреди аудитории встает новичок класса, 9-ти летний Карл Фридрих Гаусс и несет свою досточку учителю. А на досточке той цифры – 5050.

- Что это? – спрашивает Бюттнер.

- Ответ, герр учитель – говорит малыш.

Надо сказать, что учитель и сам не знал правильный ответ. Бюттнер выдумал задачу на ходу, чтобы занять класс. Он не мог поверить, что с этаким заданием можно справиться за 1-2 минуты. Преподаватель взялся за подсчет самостоятельно. На это ушло у Бюттнера гораздо больше времени, чем у 9-ти летнего Карла. Итог – 5050.

- Как так? – поражен учитель.
- Все очень просто, - ответил Карл. – Вы складываете все цифры подряд 1+2+3+4+5+6…+57 и т.д. Я решил суммировать между собой крайние числа. Сколько будет 1+100?
- 101 – отвечает учитель.
- А 2+99?
- 101
- 3+98?
- 101
- 4+97?
- 101
- 5+96?
- 101!
- Ну, если 50 пар дают одинаковый результат - 101, надо просто 50 умножить на 101 и получится 5050.

В этот момент Бюттнер понял, - перед ним стоит гений. Нет, не потому что Карл решил задачу быстрее всех, и даже быстрее учителя. Потому что гении мыслят не так как все. Гений свободен от шаблонов, в которые его пытается втиснуть окружение. Почему Александр Пушкин считал, что "гений - парадоксов  друг"? Потому что сам был гением, из так называемого первого непоротого поколения России. Гении - это прежде всего продукт внутренней свободы.

Карл Фредерик Гаусс стал великим немецким ученым, совершившим переворот в области геометрии, алгебры, астрономии, геодезии, механике и т.д. Когда в 1855 году в возрасте 77 лет он скончался, на его надгробье было выбито: «Карл Фридрих Гаусс — король математиков».

Я преднамеренно упускаю все детали биографии Гаусса, потому что моя песня не о нем, а о том, как вырастить гения, еще лучше гениев. Много гениев. У меня нет убойного рецепта, что делать, но есть ощущения куда более важного порядка, чего не делать.

Здесь я позволю себе уйти за кулисы и перепечатаю 10 пунктов презентации 11-летнего Тимофея Дрогина, спикера тинэйджеровской конференции Завтра по имени, которая прошла в Киеве 23 апреля. Тимофей объяснил, как нынешняя система школьного образования отбивает охоту учиться, развиваться, расти и парализует волю, и стрижет всех под устаревший ГОСТ.

На самом сайте, откуда я взял тезы Тимофея, его блог просмотрели 42,9 тыс пользователей. Там же, следом за ним идет другой блог, к которому проявили сочувствие 3,3 тыс пользователей.  

Эта горячая десятка Тимофея была также опубликована в виде блога и на сайте НВ. 11 летний блогер набрал здесь 28250 просмотров. Это самый читаемый блог апреля. 11 летний Тимофей заткнул за пояс всех именитых колумнистов нашего портала. Значит то, что он пишет - действительно болит. Это действительно то, о чем стоит говорить, и не только говорить.

Итак, 10 пунктов, как современная школа убивает образование и что нам с этим всем делать. Версия 11-летнего Тимофея Дрогина.

1. Когда вы только приходите в школу, вам тут же пытаются внушить страх. Один из них — это боязнь учителя.

2. После первого страха развивается страх оценки. А потом страх наказания родителями, директором школы. В школе не смотрят на то, кем ты являешься, тебя судят только по твоим оценкам.

3. Еще один страх — это страх совершить ошибку. Школа не учит тому, что ошибаться можно и нужно, ведь только так ты можешь научиться чему-то.

4. Еще одна причина — насмешки одноклассников. И часто это вина учителей, которые выставляют детей на посмешище, указывая им, что они делают что-то не так хорошо, как их одноклассники. Для них оценка важнее ученика. Я ходил в детский клуб творчества, я научился плести из бисера, лепить из теста, делать браслеты из кожи и много чего другого. И когда воспитательница из моего кружка пришла в мою школу предложить мастер-класс и рассказала о моих достижениях, то завуч удивилась: «Тимофей? Такого быть не может!».


http://womo.com.ua/http://womo.com.ua


5. Эти тесты, которые дают на уроках, невероятно дурацкие, потому что в них нет варианта своего ответа. Ребенок, чтобы получить хорошую оценку, пытается угадать один ответ из предложенных, но ведь у него может быть свое мнение, которое он не может написать. Я не думаю, что настанет время, когда все будут помнить все столицы мира, все, что написал Тарас Шевченко, квадратный корень из пяти. Мне кажется, если человек чем-то заинтересуется, то он узнает больше, чем ребенок за 10 лет школы. И если ему понадобятся знания из других областей, то он с легкостью сможет их получить.

6. Я читал, что нет никаких доказательств, что домашние задания влияют на успеваемость и образование детей. Однажды мне задали такое количество заданий по английскому, что после трех часов письма я встал и не смог разогнуть шею. Меня отвезли в травмпункт, и целую неделю я ходил в шейном корсете.

В школах очень не любят, если кто-то отличается от других. Это начинается с учителя, передается ученикам и остается с ними на всю жизнь. (Тимофей Дрогин, 11 лет).

7. В школах очень не любят, если кто-то отличается от других. Это начинается с учителя, передается ученикам и остается с ними на всю жизнь.

8. Я читал, что когда Джон Леннону из The Beatles было пять лет, мама ему сказала, что самое главное в жизни — быть счастливым. Потом он пошел в школу и его спросили там: «Кем ты мечтаешь стать в жизни?». Он ответил: «Счастливым». Ему сказали: «Ты не понимаешь задания». На что он ответил: «Вы не понимаете жизнь».

9. Например, я смотрю канал на YouTube, где учитель физики легко и увлекательно рассказывает материал. Чтение или просмотр таких ресурсов может заменить десятки скучных уроков.

10. Школа — это подготовка к взрослой жизни. Но она не учит, ни как сохранить и увеличить доход, ни как получить его, ни, вообще, как зарабатывать. Я считаю, что главным предметом в школе мог бы стать предмет, на котором бы нас учили понимать друг друга. Ведь умение общаться — самое важное.

_________

Примерно 10 лет назад сэр Кен Робинсон, глава национальной комиссии по творчеству, образованию и экономике в правительственном комитете Великобритании выступая на ежегодной международной конференции TEDx сказал: «Нынешняя система образования в индустриальных странах была внедрена в жизнь еще в XIX веке. Она была заточена на потребности той эпохи, когда ручной труд составлял 80%». То есть тогда, когда экономика нуждалась в большой коробке с маленькими винтиками.

Под занавес XX века, - заметил Робинсон, - на производстве было задействовано около 30% всех занятых в экономике трудовых резервов, а в начале XXI века - 12%. То есть время «когда вкалывают роботы, а не человек» неумолимо приближается.

В мире активно развиваются бизнесы, связанные с интеллектуальным трудом, разработкой программного обеспечения, развитием науки и технологий. Человеческий капитал дорожает, природный ресурс – дешевеет. Экономисты XIX века, например британец Томас Мальтус, считали, что все будет наоборот. С бурным ростом населения,  трудовые резервы будут дешеветь, а ресурсы (из-за их дефицита) – дорожать. Томас ошибся. Нам как никогда нужны гении, а не ресурсы. (Хотя конечно лучше и то и другое).

"Если вы не готовы быть неправы (ошибаться), то вы никогда не придумаете что-то оригинальное". Кен Робинсон

Предвосхищаю вопрос, а что вы будете кушать, господин писака, неужто программное обеспечение и новые смыслы? За меня на этот вопрос относительно недавно ответил президент Израиля, Шимон Перес. «За 25 лет Израиль увеличил сельскохозяйственное производство в 17 раз. Сельское хозяйство – это на 95% наука и на 5% работа».

Где мы окажемся, и окажемся ли, зависит от того, сумеем ли наладить массовое производство гениев. А они плодятся только в свободной среде. За этот продукт цивилизации отвечает семья и школа.

Кстати, вы еще не забыли, что древнегреческое слово школа (scole) буквально переводится – досуг?

Дети эллинов за школьными занятиями отдыхали, проводили свободное время, спорили о различных явлениях, проявлениях, науках. Слушали сведущих в том или ином деле мудрецов, соглашались или нет. Искали доводы, делали выводы, приводили аргументы и контраргументы. Иными словами, развлекались, как свободные люди.

Поэтому Античный мир еще в дохристианскую эпоху дал своим современникам философию, драматические театры, высокую литературу, математику, астрономию, историю, поэзию, демократию и в конечном итоге сформировал новую цивилизацию постсредневековья – Ренессанс. Эпоха Возрождения - возрождение античного мира. Потому что школа - это не только «тонким перышком в тетрадь» или к «к четырем прибавить два». Школа – это досуг.

Scole - это досуг. Греки закрепили это слово во многих европейских языках.

schola – латинский язык; schőle – голландский; school – английский; schule – немецкий; ecole – французский; escuela – испанский, школа – украинский и русский языки.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.