5 декабря 2016, понедельник

Как победить в гражданской войне

комментировать
Авраам Линкольн, 16-й президент США, нанес смертельный удар своим врагам, обеспечив в первые годы кровопролитной гражданской войны экономическое процветание низов. Его опыт еще можно повторить

Март 1861 года. ЧП в американской школе. Юные хулиганы в городе Спрингфилд (штат Иллинойс) издеваются и насмехаются над восьмилетним мальчиком Джорджем Эвансом Паттеном. Причина – необычна. Тот утверждает, что виделся и даже общался с президентом США Авраамом Линкольном.

Джорджу никто не верит. И ему за это крепко достается. Чтобы разрешить конфликт, школьный учитель пишет в Белый дом письмо с просьбой к Аврааму Линкольну подтвердить факт встречи.

19 марта 1861 года, через две недели после инаугурации, президент США Авраам Линкольн пишет ответ школьному учителю: "Всем заинтересованным лицам, я действительно встречался и разговаривал с Джорджем Эвансом Паттеном в Спрингфилде, штат Иллинойс. С уважением, А. Линкольн".

В ноябре 2009-го эта записка 16-го президента США была выставлена в Филадельфии на аукцион за $60 тыс.

Всем заинтересованным лицам, я действительно встречался и разговаривал с Джорджем Эвансом Паттеном в Спрингфилде, штат Иллинойс. С уважением, А. Линкольн

Не буду идеализировать Авраама Линкольна, за меня это сделали сами американцы, но в этой истории есть некто, нечто, кое-что, да еще и сбоку бантик.

Некто

16-й президент США Авраам Линкольн – первый американский президент от Республиканской партии, которая продержалась у власти полвека. Американский рекорд. Думаю, именно в этот период республиканцы и сформировали современную Америку, а также американскую мечту. Еще бы, президент США – выходец из семьи бедного фермера. По причине бедности не учился в школе, занимался самообразованием.

В 1858 году, накануне выборов в Сенат, как кандидат заполнил анкету. В графе образование написал – «недостаточное». Хотя к этому времени уже был довольно успешным адвокатом.

В ноябре 1860-го был избран президентом США. Правление Линкольна началось с самой большой, кровопролитной гражданской войны в истории государства. Север вступил в войну с Югом. Или наоборот. Экономика Юга опиралась на труд рабов. Экономика Севера – на труд свободных людей, многие из которых приехали из Европы покорять Новый Свет.

Линкольн видел перспективы Америки в расширении гражданских, экономических и прочих свобод. Смысл его идей характеризует вот этот отрывок из предвыборного спича Линкольна:

“Бобры строят хатки; однако они строят их сегодня точно такими же, как и пять тысяч лет назад, ничуть не лучше <…>. Человек не единственное животное, которое трудится, но только человек совершенствует свое мастерство. А совершенствует он его благодаря открытиям и изобретениям».

То есть человек – это и есть самый главный ресурс страны. И только будучи свободным, он может обеспечить своей стране прогресс и процветание, а себе – сытую и насыщенную жизнь. А значит, нужно расширить границы свободы, провести либерализацию экономики. Но при этом нужно защитить своих товаропроизводителей, например, высокой ввозной пошлиной и государственной поддержкой. Эта благая весть для Севера – где развивается сложное производство, и плохая новость для Юга, который торгует в основном сырьем и его ключевым преимуществом является низкооплачиваемый труд рабов.

В ответ на манифест свободы Авраама Линкольна рабовладельцы южных штатов объявили сецессию, то есть отделение южных штатов и образование самостоятельного государства Конфедерации южных штатов. Миссисипи, Флорида, Алабама, Джорджия, Луизиана. Провозгласив себя чем-то вроде Л/ДНР, 12 апреля 1861 года они сообщили о своем решении обстрелом форта северян Самтер.

В мае к юго-восточным «ополченцам» и «трактористам» присоединилась Виргиния, Северная Каролина и Арканзас, а в июле еще и Теннеси. Президентом американской Л/ДНР избрали Джефферсона Дэвиса, который объявил, что рабство на этой территории будет вечным.

Отколовшийся ломоть составлял 40% всей территории США, его население – 9,1 млн человек, (Север – 22 млн), в числе которых 3,6 млн – цветное население, то есть рабы. Около 1,5 млн – рабовладельцы.

Все знают, чем закончилась та война и как далеко после нее шагнула Америка. Однако в этой войне будущего с прошлым, то есть Севера с Югом, Линкольн победил не силой оружия, точнее, не только и не столько силой оружия, сколько, как любят теперь говорить (слово говорить надо бы подчеркнуть), за счет радикальных экономических реформ, которые превратили заокеанскую провинцию в мирового гегемона.

Что? Реформы во время гражданской войны? Экономический рост, когда 40% США выведено из производственной цепочки страны? Да вы с ума сошли. Impossible.

Нечто

Как только Линкольн справился самыми неотложными делами первых дней войны, он тут же распорядился подготовить текст закона о хомстедах. То есть закон о бесплатном или за символическую цену предоставлении переселенцам, да и всем желающим участок пашни в 160 акров (примерно 65 га) на западе Америки. 

Один из конгрессменов от республиканцев суть закона выразил так: «Мы более не рассматриваем государственные земли в качестве источника пополнения казны и намерены получать гораздо большие дивиденды от тех, кто осядет на них, сделает их плодородными и приносящими доход».

Линкольн полагал, что если фермер получит землю в собственность, то он накормит себя, а продав излишки, сможет приобрести больше товаров и машин. Отсюда новые заказы для промышленности, рост налоговых поступлений в казну. Кроме того, вопрос снабжения продовольствием воюющей армии тоже актуален.

20 мая 1862 года Линкольн подписал вошедший в историю так называемый земельный акт. В стране начала действовать новая система распределения государственного земельного фонда, которая предусматривала создание миллионов небольших фермерских хозяйств. Свободный рынок, в отличии от ресурсной экономики (каковой была экономика Юга), предполагает наличие свободных людей.

Из интервью Линкольна Нью-Йорк Таймс от 22 августа 1862 года: «Я не намерен изменять мое часто высказываемое личное желание, что все люди везде должны быть свободны».

Я не намерен изменять мое часто высказываемое личное желание, что все люди везде должны быть свободны (из интервью Авраама Линкольна газете Нью-Йорк Таймс)

30 декабря 1862 года Линкольн подписал «Прокламацию об освобождении рабов». Он фактически объявил цветное население на территории штатов-сепаратистов свободными людьми. Миссисипи – це Америка, Флорида – це Америка, Алабама – це Америка. Ну и так далее по всему списку отколовшихся штатов Америки. Для всех общие правила. Только так можно слепить воедино расколовшуюся страну. Зачем тогда воевать? Иди работай. Хороший дом. Хорошая земля. Что еще нужно, чтобы встретить сытость?

Правда, при этом вчерашние рабы не сразу получали право на землю, и уж тем более еще не очень скоро получили они политические права. Но это только начало.

Его было достаточно, чтобы 180 тысяч рабов, узнав о своем новом статусе, бежали от своих хозяев, вступили в армию Севера и стали служить проводниками и разведчиками.

По закону о гомстедах, тысячи воинов американской АТО становились собственниками участков земли. В конце декабря 1862 года солдат американской армии (северян) Даниэл Фримэн, который прибыл домой в отпуск на Рождество, дабы «застолбить» себе участок, за несколько часов проскакал свыше 100 км, выбрал и обозначил (160 акров) 65 га. Затем в новогоднюю ночь он вручил чиновнику земельного бюро заявление на получение участка и счастливым землевладельцем вернулся на фронт защищать свое. Вскоре еще 1,5 млн американских семей получили такие же участки.

Новые свободные люди дали мощный толчок развитию сельского хозяйства, промышленности США, а также росту населения страны.

"Бобры строят хатки; однако они строят их сегодня точно такими же, как и пять тысяч лет назад, ничуть не лучше <…>. Человек не единственное животное, которое трудится, но только человек совершенствует свое мастерство. А совершенствует он его благодаря открытиям и изобретениям" (А. Линкольн)

Памятуя свою же метафору о бобрах, которые, в отличие от человека, не запрограммированы на инновации, Линкольн обеспечил возможность начинающим фермерам обучаться новым агротехнологиям XIX века. В образовательные проекты были вложены большие госсредства. Конгрессмены были против таких трат. Они считали инициативу Линкольна преждевременной, так как полагали, что вся энергия госуправления должна быть направлена на войну с Югом, а уже потом можно будет подумать об образовании и прочих мармеладках мирного времени. Но сторонники Линкольна победили в этом споре. Война-то ведь не за территории, а за умы и новые американские ценности. Значит, и оружие следует подбирать под поставленную задачу.

В распоряжение штатов было предоставлено около 56 млн га из госфонда (сельхозземли Украины – 42 млн га) для основания на них сельскохозяйственных и технических колледжей.

В годы самой кровопролитной и изматывающей гражданской войны США в стране появилось множество учебных корпусов, лабораторий, новых заводов, обеспеченных как военными, так и гражданскими заказами. К концу войны, в 1865 году, объем сельхозтехники на службе у новых фермеров втрое превышал довоенный показатель 1860 года.

Американские хлеборобы в годы гражданской войны увеличили экспорт зерна и имели с того приличный заработок для развития, значительно больший, чем у их европейских конкурентов. Себестоимость пшеницы включает в себя высокую рентную плату европейских землевладельцев, чего не было в США.

Возросла выработка шерсти. Стада овец на Севере с 1860 по 1866 год увеличились с 15 млн голов до 32,5 млн. голов. Вытканное из шерсти сукно шло на пошив военного обмундирования и производство походных одеял. Кожа шла в сапожное дело. Мелкие ткацкие, швейные, обувные мастерские в считаные годы выросли в крупные фабрики.

Война войной, но когда в стране растет экономика, этого не могут не заметить все вокруг. Во время гражданской войны потоки эмигрантов шли не из США, а в США. С 1861 по 1865 год в Америку перебралось более 800 тыс. переселенцев из Европы.

Каждый десятый из этих иммигрантов перебрался глубоко на запад страны, желая осваивать американскую целину. При том дефиците рабочих рук в селе, какой образовывается в период гражданской войны, этот поток был жизненно важным. Не все переселенцы хорошо устроились в Новом Свете, но каждый внес свою лепту в экономическое процветание страны.

31 января 1865 года, под занавес гражданской войны, Конгресс принял XIII поправку к американской Конституции. Так называемая поправка Линкольна нанесла смертельный удар работорговле, а ему открыла путь к переизбранию на второй президентский срок. В своей второй инаугурационной речи Линкольн призывал отказаться от мщения и заняться реконструкцией Юга. 9 апреля 1865 года война Севера и Юга завершилась. А через пять дней во время театрального представления сторонник южан актер Джон Уилкс Бут проник в президентскую ложу и выстрелил Линкольну в голову. На следующий день Авраам Линкольн скончался. Линкольн умер, а дело живет.

Кое-что

P. S. Параллельно с США в 1860-х похожие процессы шли и в Российской империи. В 1861 году царь Александр II отменил крепостное право. И что характерно, как американского, так и российского реформатора впервые в истории их стран убили не вследствие дворцового переворота, не борцы за трон, а рабы, выжившие дети рабов. В этой части мира победил «Юг».

В 1929 году Сталин начал кампанию по раскулачиванию едва окрепшего селянства. Разорил хозяйства. Загнал крестьян в колхозы. Ограничил их право перемещения, лишил паспортов и пенсий. С 1929 года аббревиатуру ВКП(б) (Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) на кухнях империи расшифровывали, как Второе крепостное право большевиков. Но это другая история, надеюсь, нам ее уже не повторить. Если, конечно, «Юг» снова не победит «Север».

Сбоку бантик

В ноябре 2009-го ныне действующий президент США Барак Обама, вероятно, памятуя историю восхождения Линкольна (хоть и республиканца, а Обама – демократ), проделал эпистолярный трюк по примеру своего предшественника.

1 июня 2009 года 11-летний мальчик Тайлер Салливан вместе со своим отцом пошел на митинг, проходивший на заводе Honeywell. Школьник оказался в первых рядах, так что ему даже удалось подать руку Бараку Обаме. «Ты, наверное, прогуливаешь уроки?» – спросил президент мальчика.

После чего взял блокнот, ручку и написал записку директору школы: «Мистер Аккерман. Пожалуйста, извините Тайлера. Он был со мной". (Подпись).

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.