24 июля 2016, воскресенье

Отечественные вузы готовят Украину к самоизоляции

комментировать
Английский язык открыл новые экономические горизонты не только Грузии, но и всей Прибалтике, пнул к развитию Японию, Южную Корею и Сингапур. В Украине же считается изучение этого языка необязательным

В киевском университете имени Тараса Шевченко (№1 в рейтинг вузов топ-200 Украина) есть Институт биологии. Биология это такая фундаментальная наука, которую президент Израиля, Шимон Перес, пребывая в Украине, назвал в числе пяти самых важных направлений дальнейшего развития человечества.

Так вот, в Институте биологии английский язык изучается только на факультативном занятии – раз в неделю. Обязательного изучения английского у украинских биологов нет. Физкультура – есть. Религиоведение – попробуй пропусти. Добровольно принудительно введен предмет – Эвристика и Логика. А вот английского в расписании второго, третьего и четвертого курса – нет. Здесь можно посмотреть расписание занятий биологов. Это цвет украинской науки завтрашнего дня. Занятия по физкультуре есть. Английского языка - нет.

Я в этом месте оставлю цитату из весеннего интервью министра образования, Сергея Квита, а вы ее не трогайте. Пусть полежит. Ее время еще не пришло и придет вероятно не скоро: «Без англійської мови зараз немає ніякого університету, вищої освіти, науки. Це однозначно». (17 марта 2014 года РБК-Україна).

Кому нужны эти юные генетики, микробиологи, цитологи, вирусологи, бионики без знания английского? Это же инвалиды глобализации. Они отрезаны от мировой науки. Мы чужие на этом празднике жизни.

Для того чтобы быть частью мировой цивилизации, нужно знать английский язык

В Нидерландах, где есть свой красивый голландский язык, близкий к немецкому в самых крупных вузах все предметы преподаются на английском. То есть они не учат английский, а учатся на английском. И так делает весь мир, который развивается на безумной скорости. Мы болтаемся на хвосте этой кометы, и от новых амплитуд нас уже тошнит. Надо определиться, что мы делаем: вписываемся в общемировой контекст, или идем к самоизоляции?

В ноябре 2010-го я брал интервью у крупного (во всех отношениях) грузинского реформатора Кахи Бендукидзе. Речь, в том числе зашла и об образовании. Вот что сказал мне Каха Автандилович: «Есть такой миф: достаточно знать только русский язык, и тебе больше ничего не надо. Знаешь русский, значит ты часть мировой цивилизации. Это ложь. Для того чтобы быть частью мировой цивилизации, нужно знать английский язык».

Английский язык открыл новые экономические горизонты не только Грузии, но и всей Прибалтике. Английский язык пнул вверх к развитию весь юго-азиатский регион – Японию, Южную Корею, Сингапур. Без английского языка не бывать экономическому чуду Израиля и неслыханной интеграции индийских IT-специалистов, крупнейших игроков мирового рынка. Без знания английского не видать центрально- и восточно-европейским студентам Кембриджа и Оксфорда, как Ван Гогу собственных ушей. Я не открываю Америку. Я пытаюсь открыть Украину.

Сергей Квит, министр образования Украины, заступая в марте 2014-го на свой высокий пост, выдвинул программу: 100 днів МОН план дій, в пункте 12 он указал как один из приоритетов отрасли: «Підтримка використання англійської мови у навчальному процесі та наукових дослідженнях». Или вот пересказ его заявления во Львове в октябре 2014-го: «знання англійської мови – це один із важливих чинників нашої успішної інтеграції у глобалізованийсвіт». Но в итоге, где мы, а где тот «глобалізований світ»?

Разумеется, студент не останется без знания английского. Родители наймут преподавателя. Отправят чадо на языковые курсы. Запишут в разговорный клуб. Да мало ли у нас способов своим кошельком компенсировать беспомощность государства.

Короче, в Украине тотально подавляются права англоязычных. Что там Конгресс чешется. Обама, введи в Украину армию преподавателей Массачусетского университета.

Но вот, где же бедному государству взять средства на хороших преподавателей английского языка, коих наши же педагогические вузы и инязы выпускают тоннами (в пересчете на вес мозгов)?

Денег куча. В Украине работает чуть более 800 вузов. Это своеобразные элитные мастерские по путевке в безработицу. Они ежегодно тысячами штампуют дипломированных аматеров. Во Франции (население в полтора раза больше чем в Украине, ВВП в 15 раз выше) – всего 41 вуз. Не думаю, что в Украине должно быть больше. Лучше 40 отменных вузов с хорошей научной и финансовой базой, чем 800 институтов и имитация образования.

В одном лишь аграрном секторе 22 государственных вуза, которые выпускают в свет 130 тысяч полуграмотных полуспециалистов. Отрасль способна трудоустроить не более 10 тыс из них. Остальные – ищут себя вне профессии. Президент Украинского клуба аграрного бизнеса Алекс Лисситса сказал мне, что 4 вузов для нужд сельского хозяйства было бы предостаточно. 18 можно закрывать. А у этих вузов немаленькие бюджеты. Некоторые из них обладают довольно большим объемом имущества, тысячами гектаров земли и т.д. На освободившиеся средства можно нанять преподавателей любого уровня. Желательно топов. И тогда здесь через пять лет даже кошки замяукают на английском.

Пока же вся система образования работает только на усовершенствование модели коррупции. Как например ректор медицинского университета (Киев), Виталий Москаленко, который теперь обвиняется в том, что премировал себя на сумму в 4 млн грн. На его бонусы можно было бы нанять 20 преподавателей английского языка с ежемесячной зарплатой по 10 тысгрн каждому. Минимум на два года хватило бы средств.

Теперь вот инкриминируют бывшему ректору Государственного налогового университета Петру Мельнику всякого рода взятки в особо наглых размерах. Это еще нанятые 10 преподавателей английского языка и 5профессоров международников.

Кроме игнорирования английского языка, дурость в нашей системе образования встречается и в методиках преподавания классических предметов. Это отдельная маленькая тема большой диссертации. Ее суть: минимум практики,максимум зазубривания справочной информации, которая к тому же устарела тогда, когда нынешние выпускники, были еще абитуриентами. Как результат, целое поколение получает образование, но не имеет профессии. Это симулирование научной деятельности. В итоге, все выглядит так, как говорил Свирид Петрович Голохвастов: «Яневченый, это только сверху на мне образование».

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.