8 декабря 2016, четверг

По ту сторону баррикад

комментировать
Как избавиться от хамства, коррупции и бюрократии в государственных органах

Практически вся моя жизнь, так или иначе, была связана с чиновниками. Я с ними общался как предприниматель, инвестор, депутат местного совета, руководитель общественной организации. Критиковал их, дружил с ними, реализовывал совместные проекты.

Однако я никогда не понимал чиновников до конца. Почему они не возмущаются, получая абсурдные, бестолковые поручения политиков? Почему для чиновников важен не результат, а процесс? Почему эти вроде бы неглупые и профессиональные люди молчат на многочисленных совещаниях и высказывают свою точку зрения только в личной беседе за чашкой кофе? Почему в глазах у чиновников часто можно видеть страх и неуверенность, но там не видно энтузиазма и веры в собственные силы?

Я хорошо помню поздний СССР, когда подобные настроения были повсюду: на предприятиях, в институтах, в магазинах. Я помню, как без блата и взятки невозможно было достать колбасу или билет на концерт. Сейчас в частном секторе этой совковости давно нет. Контрамарку в театр и пакет с продуктами вам могут доставить на дом, в магазинах все любезны и улыбчивы. В государственном секторе, к сожалению, это осталось. В присутственных учреждениях осталось не только советское хамство вахтеров и взяточничество клерков – там советская мебель, краска на стенах и даже запах в коридорах.

Поход в собес должен быть таким же приятным и безболезненным, как и поход в современную стоматологическую клинику

Но я верю, что это можно изменить. Собесы, отделения земельного агентства или регистрационной службы могут и должны работать по-новому, ориентируясь, прежде всего, на потребности людей.

Изменить ситуацию могут как быстрые тактические решения, направленные на изменение формата работы, так и стратегические шаги, ориентированные на резкий рост производительности работы государственных служащих.

Тактика заключается в изменении графика работы. Нужно, чтобы он был удобен для посетителей, а не госслужащих. Без перерыва на обед и ограниченных приемных часов. Магазины ведь работают без обеда, нужно привыкать, что без обеда принимают и чиновники. Однако кардинальных перемен можно добиться, только изменив алгоритм работы госслужбы.

Принцип первый – повсеместное внедрение «единого окна». В каждом районном центре должен работать один пункт предоставления административных услуг, где гражданин может получить все возможные справки и документы – от свидетельства о рождении до пенсионного удостоверения.

Принцип второй – электронный документооборот как внутри госорганов, так и при общении с посетителями. В идеале гражданин должен иметь возможность получить необходимый документ или справку по почте, предоставив все данные через интернет. На первых порах внедрить возможность записаться на прием к специалисту через интернет или по телефону, чтобы минимизировать очереди и толкотню в коридорах. Параллельно электронный документооборот резко сократит административные издержки (на бумагу, краску и оргтехнику) и резко повысит исполнительную дисциплину – такой документ нельзя потерять, зато всегда можно проверить текущий статус выполнения любого поручения.

Принцип третий – переход на горизонтальные связи между разными органами власти. Для получения любой административной услуги, к примеру, субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, заявителю достаточно написать соответствующее обращение. Сбор и обобщение всех сопутствующих документов – это задача и обязанность государства.

Реализуя эти три принципа, мы сможем параллельно решить целый ряд проблем: уменьшить расходы на госаппарат, сократить само количество государственных служащих за счет повышения продуктивности работы оставшихся и резко уменьшить масштабы коррупции. Граждане будут общаться с чиновниками реже, а получать необходимые административные услуги быстрее.

Эта реформа не сможет решить все проблемы в стране или отдельно взятой области, однако она поможет уменьшить уровень стресса в обществе – поход в собес должен быть таким же приятным и безболезненным, как и поход в современную стоматологическую клинику. 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.