11 декабря 2016, воскресенье

Антиисламская истерика Кремля

комментировать
Подлая политика российской власти может сыграть отвратительную роль в противостоянии шиитов и суннитов

Два раза в год русский интернет «взрывается» фотографиями, на которых сотни тысяч мусульман ровными рядами заполняют окрестности трех (всего трех) московских мечетей. Это реакция россиян на немногочисленные, в отличии от христианских исламских праздников – Ид аль-Адха (Курбан) и Ид аль-Фитр (Рамадан). Иногда смакуются фотографии жертвоприношения – потоки крови животных, окропляющей московский асфальт. Антиисламская истерика в России стала стойкой традицией после развала СССР и восстановления свободы вероисповедания, - пишет грузинский профессор Олег Панфилов для Крым.Реалии.

Россияне вдруг ощутили себя стойкими христианами, не зная, что в России значительная часть населения – мусульмане, около 15-20 процентов. Власть молча наблюдает, подкидывая в костер межрелигиозных отношений антиисламские дрова. Часто это делается из-за элементарного незнания, иногда – совершенно осознанно. В отношениях с мусульманскими странами у Кремля всегда присутствует не только собственная экономическая выгода, но и политические пристрастия. Как правило, нынешний Кремль пытается продолжить традиционную дружбу с теми странами, с которыми имел отношения в советское время. Не все режимы сохранились, точнее, их осталось совсем немного. За последние годы в результате «арабской весны» многие отвернулись от Москвы, Сирия – чуть ли не единственная сейчас страна, которая гордится 45-летней дружбой. К исламу эти отношения не имеют никакого отношения, скорее всего, российско-сирийская дружба стала хорошим примером, когда ислам – лишь незначительный внешний признак для отношений. Все остальное – деньги и мания величия.

В нынешней России, как и в СССР, ислам был на равных угнетенных правах, как православие или иудаизм. Одинаково запрещали, репрессировали и унижали, несмотря на то, что в России мусульмане всегда были второй по численности общиной. Кроме центрально-азиатских стран и Северного Кавказа, мусульмане всегда жили на Южном Урале и в Сибири, в поволжских регионах – Татарстане, Башортостане, в приволжских областях. В Москве татары были значительной частью населения всегда, а сейчас к ним, «коренным» мусульманам, добавились гастарбайтеры из Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана. Для прошлых и нынешних российских правителей, мусульмане – это просто «другие», они загадочны и непонятны. И как с ними разговаривать, в России не знали, особенно с приходом большевиков.

Спустя две недели после большевистского переворота, 20 ноября 1917 года два вождя Ленин и Сталин подписали обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока». Странный документ: вроде бы обращен к людям веры, но об исламе – ни слова, зато много – о социализме, империализме и капитализме. Как будто мусульманин ходит в мечеть, чтобы читать труды Карла Маркса, а не священный Коран, где нет ни слова о лживых большевиках. Ленин и Сталин в 1917 году обещали: «Мусульмане России, татары Поволжья и Крыма, киргизы и сарты Сибири и Туркестана, турки и татары Закавказья, чеченцы и горцы Кавказа, все те, мечети и молельни которых разрушались, верования и обычаи которых попирались царями и угнетателями России! Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это».

Россияне вдруг ощутили себя стойкими христианами, не зная, что 15-20% населения РФ – мусульмане

Через несколько лет большевики начали уничтожать мечети и молельни, сжигать в кострах Коран, лишив советских мусульман право на свободу вероисповедания. В Российской империи к своим мусульманам относились по-имперски, как настоящие колонизаторы – привечали, не запрещали, хотя и обзывали официальным термином «инородцы». В 1905 году в России была создана партия «Иттифак аль-Муслимин» (Союз мусульман), а после учреждения Государственной думы в ее составе была сформирована мусульманская фракция из семи человек, действовавшая с 1906 по 1917 год. Большевики немного поиграли в либеральные игры с верующими, а потом начали репрессии, поняв, что население их не принимает и заставлять любить советскую власть придется силой.

На территории Российской империи было 25 тысяч мечетей, за 20 лет большевистского правления их число сократилось в 20 раз. Пока большевики захватывали Северный Кавказ, они пытались заигрывать с мусульманами. 2 апреля 1920 года в Реввоенсовет Кавказского фронта Григорию Орджоникидзе Ленин предписывал «действовать осторожно и проявлять максимум доброжелательности к мусульманам, особенно при вступлении в Дагестан. Всячески демонстрируйте и притом самым торжественным образом симпатии к мусульманам, их автономии, независимости и прочее». Захватив Северный Кавказ, верные ленинцы начали репрессии, понимая, что коммунистическая идеология не сможет победить ислам. Во второй половине 20-х годов был создан «Союз воинствующих безбожников», штурмовые отряды большевиков, и с того времени игры с исламом закончились. Как, впрочем, и с другими конфессиями.

С исламом большевики боролись глупыми методами. В 1923 году, например, был организован Всероссийский месячник антирелигиозной пропаганды – «комсомольский Байрам», приуроченный к празднику Ид аль-Адха (Курбан). В том же году было создано Центральное духовное управление мусульман, устав которой 30 ноября 1923 года утвердило НКВД РСФСР. 25 октября 1926 года делегаты съезда мусульман Татарстана, Башкирии, Казахстана, Украины, Чувашии и областей РСФСР направили руководителям страны приветственные телеграммы, в которых говорилось о «грядущем единении мусульман всего мира под знаменами советской власти во имя борьбы с империализмом». С этого, собственно и начинается этап приспосабливания официального советского ислама к политике страны, внешней и внутренней. С христианством, иудаизмом и буддизмом было сложнее – для совершения обрядов нужны храмы, в исламе все проще – места для намаза и коврик. Оттого ислам был неуязвим, оттого советские чекисты его боялись больше.

Я не встречал ни одного исследования о том, как преследовались мусульмане в СССР, кроме отдельных упоминаний в мемуарах или статьях, со ссылкой на правительственные постановления. Например, постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» от 7 июня 1954 года. В нем, в частности, были даны указания о противодействии исламской пропаганде, запрещалось открытие новых мечетей и возвращение верующим отобранных у них культовых зданий, выросло налогообложение отправления обрядов. Но и тогда лицемерие советских чиновников было чудовищным – на съездах они клеймили верующих, но сыну делали обрезание – хатна. Хоронить велели по мусульманскому обряду, а детей, кроме ЗАГСа, отвозили к мулле.

С конца 1970-х годов отношение к исламу начало радикально меняться, особенно в 1979 году после революции в Иране и после советской оккупации Афганистана. ЦК КПСС и КГБ переполошились, полагая, что в Советский Союз проникнут идея возрождения из этих стран. Не помогало даже официальное послабление, когда в 1960-1980 годах Духовным управлениям разрешили печатать Коран, выпускать лунные календари и издавать журнал со странным названием «Мусульмане Советского Востока». В сентябре 1981 года ЦК КПСС было принято постановление «О мероприятиях по противодействию попыткам противника использовать «исламский фактор» во враждебных СССР целях», дополненное в апреле 1983 года постановлением «О мерах по идеологической изоляции реакционной части мусульманских священнослужителей». Началась новая волна репрессий: КГБ начал бороться с «ваххабизмом», официальной идеологией Саудовской Аравии, к исламским течениям на территории СССР не имевшем никакого отношения. Тогда же заговорили о «фундаментализме» и по этой причине КГБ начал массовые аресты, вплоть до развала СССР.

На самом деле, в советское время у Кремля были две задачи в отношении ислама: внутренняя, направленная на подавление мусульман, и внешняя – в поддержку мусульман, прежде всего, Ближнего Востока, ведущих борьбу с Израилем и прозападными правительствами. Конечно, заигрывали с режимами, которые были формально мусульманскими, но по большей части их идеология мало чем отличалась от марксизма-ленинизма, только более восточной по содержанию и форме деспотии. Дружба с семьей Асадов, сирийских диктаторов с 1970 года – хороший пример, когда в отношениях, если появляется необходимость, может возникнуть и исламский фактор, а по большей части – чистая прагматика, построенная на объеме добычи нефти и антизападной политике. И старшему, и младшему Асадам ничто не мешало травить химическим оружием мусульман-курдов или сажать в тюрьмы оппонентов из суннитов. Подлая политика Кремля может сыграть отвратительную роль в противостоянии шиитов и суннитов, и без того обостренные из-за противостояния Ирана и Саудовской Аравии.

Печатается с разрешения Радио Свобода/Радио Свободная Европа, 2101 Коннектикут авеню, Вашингтон 20036, США

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.