25 марта 2017, суббота

Война парадов между Киевом и Москвой

комментировать
Характерной чертой парада на 9 мая стали титанизм, милитаризм и чрезмерный пафос

Характерной чертой парада на 9 мая стали титанизм, милитаризм и чрезмерный пафос

Празднование 70-й годовщины победы в Москве и Киеве стало своеобразной российско-украинской символической дуэлью

В путинской России давно бытует представление, что единственная тема, которая может объединить всех без исключения россиян — победа в Великой Отечественной / Второй мировой войне. Власть даже не скрывает своих намерений обновить этот культ, сделав его “гражданской религией”, точкой воссоздания имперской государственности. Отсюда титанизм, милитаризм и чрезмерный пафос в последнем параде на Красной площади 9 мая.

Циклопическому параду с новыми танками и ракетными установками символически противопоставлялась народная акция Бессмертный полк: обычные люди (до полумиллиона человек), включая, правда, и Владимира Путина, несли по центру Москвы фотографии своих воевавших родственников. Шествие вызвало позитивные эмоции даже у тех, кто критически относится к кремлевской политике. Однако акция, возникшая в 2012 году в Томске при участии оппозиционного телеканала ТВ-2, ныне уничтоженного властью, уже взята Кремлем под контроль (отсюда — брошенные некоторыми участниками портреты своих “дедов-ветеранов”) и рискует в следующем году превратиться в очередной “путинг”.

Российские политики отрицают участие РФ в войне в Донбассе, и доклад Немцова—Яшина Путин. Война вряд ли пошатнет федеральную пропагандистскую мощь. Но отрицать наличие российско-украинской информационно-психологической войны сложно. Так, празднование Дня Победы в Москве и Киеве стало своеобразной российско-украинской символической дуэлью.

Если в России — милитаризм, циклопизм и имперский пафос, то в Украине интерпретация праздника Победы подчеркнуто человеческая, антимилитарная, “со слезами на глазах”. Попытка вписаться в европейский формат этого праздника (условное 8 мая, день памяти и скорби), сохраняя вынужденный баланс с советской эмоциональной традицией (с условным 9 мая, днем победы СССР над гитлеровской Германией).

Если в России — милитаризм и имперский пафос, то в Украине интерпретация праздника Победы подчеркнуто человеческая

Главная удача в Украине — актуализация той войны путем совмещения ее с нынешней. Вторая мировая война из чего‑то абстрактного, киношно-литературного вдруг превратилась во вполне конкретное, интернетно-телевизионное. Война за родину с внешним агрессором и тогда, и сейчас. За счет актуализации параллели та война стала особенно понятной и близкой. Фурор в общественном сознании Украины произвели телеролики Дед и Бабушка, созданные при участии группы Информационное сопротивление. Связь поколений в нынешней Украине — это не пропагандистские абстракции, а ветеран Великой Отечественной войны, чей внук погиб в АТО.

Не может не радовать реализация давней идеи — примирения советских бойцов и бойцов УПА (именно УПА, а не СС-Галичина), а также очищения УПА и “бандеровцев” от навязываемого советской и нынешней российской пропагандой имиджа коллаборантов и пособников Гитлера.

При этом сомнительна необходимость в запрете советской символики в Украине, включая ту, которая имеет отношение к Великой Отечественной войне, как и само название (кстати, нейтральный синоним к Великой Отечественной — вовсе не Вторая мировая, а советско-германская). И дело не в ностальгии по совку, Сталину или тоталитарному порядку, а в имидже Украины как свободной страны, где существует реальная свобода слова и самовыражения. Включая право свободно носить георгиевскую / колорадскую ленточку, не опасаясь получить за это по голове. Это одно из немногих качеств, выгодно отличающих ее от России.

Десоветизация была бы эффективна при помощи технологий Soft Power, а не силой законодательного принуждения. Любые попытки закрепить в правовом поле “правильные” и “неправильные” интерпретации Второй мировой войны выглядят параноидально. Во-первых, это проблематика морали и этики, а не права. Во-вторых, эта тема эмоционально прочувствована практически каждой украинской семьей, поэтому попытки “установить историческую справедливость” могут восприниматься как покушение на святое. В-третьих, от любой определенности по вопросу интерпретации Второй мировой войны ничего не зависит в нынешней политике и российско-украинской войне. Поэтому лучше зажигать свет, чем бороться с тьмой.

Украина могла бы воспользоваться нежеланием европейских лидеров ехать на парад в Москву и стать альтернативным центром празднования 70‑летия победы, однако это требовало таких колоссальных политических, дипломатических, интеллектуальных, креативно-концептуальных и режиссерских усилий, на которые нынешняя украинская власть не способна. Однако “слез на глазах” и “связи поколений” оказалось с избытком. И еще — не покидает ощущение, что 70‑летие победы во Второй мировой становится чем‑то вроде стартовой черты для Третьей мировой. Не зря Ангела Меркель и Джон Керри неожиданно приняли решение приехать в гости к Путину.

Колонка опубликована в журнале Новое время за 15 мая 2015 года

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.