3 декабря 2016, суббота

Музыка украинской революции

комментировать
Музыка была не только фоном Майдана. Она стала для революции генератором мысли, эмоций и настроения

Это первая часть текста Андрея Окары о музыке украинской революции. Продолжение будет опубликовано в разделе «Мнения»

Одной из главных движущих сил обеих украинских революций стала музыка: рок, поп-рок, рэп, народная, духовная, джаз, классическая, бардовская, в меньшей степени — традиционная эстрада и поп и совсем никак — «блатняк», «шансон» и патриотические советские песни (в декабре 2013 года они много звучали на провластном «Антимайдане»).

Музыка была не только фоном, хотя на сцене Майдана едва ли не круглосуточно проходили выступления разных групп, хоров и певцов, а также богослужения и чтение патриотической революционной поэзии. Музыка стала генератором мысли, эмоций, настроения, состояния ирреальности. Именно музыка зимой 2013–2014 годов создавала экзистенциально окрашенное ощущение, что альтернативой революции может быть только смерть и небытие, и что за нее не жаль ни крови, ни даже жизни. А исполнение гимна Украины стало одним из главных смыслообразующих ритуалов, начиная с первого же дня «студенческого» Майдана в ноябре. Примечательно, что одним из символов революции стало желто-синее пианино «Украина», на котором революционеры в касках и балаклавах, отложив в сторону самодельные щиты и бейсбольные биты, играли классическую музыку перед строем «Беркута».

Пожалуй, украинцы в целом более музыкальны, чем россияне. И, возможно, одна из причин неуспешности событий в Москве на Болотной и Сахарова в 2011–2012 годах — именно их немузыкальность, неонтологичность, отсутствие экзистенциального отношения к происходящему.

Чтобы понять логику и смысл украинских революций, чтобы разобраться во всем произошедшем и происходящем нынче в Украине и в российско-украинских отношениях, особенно в условиях невиданной в истории человечества российско-украинской информационно-психологической и когнитивной (смысловой) войны, необходимо исследовать те музыкальные посылы, ту энергетику, которую украинские музыканты генерировали на Майдане и в окрестностях, а также по телевидению и в интернете.

Исполнение гимна Украины стало одним из главных смыслообразующих ритуалов Майдана

Украинской революции 2013–2014 годов предшествовал длительный, мучительный, гнетущий период безнадеги и тревожного ожидания. Уже в 2010 году, сразу после избрания президентом Виктора Януковича, общественный воздух в стране стал густым и тяжким. Бандитские порядки, устанавливаемые гангстерской «Семьей» главы государства, хоронили надежды на возможность иной жизни даже у самых больших оптимистов. Казалось, Украина надолго, а то и навсегда превратилась в кладбище надежд. И только иногда вспыхивали минутные просветы.

Именно такой экзистенциальный накал стояния «на краю земли» — над разверстыми историческими безднами, героически-самоубийственное желание идти напролом — без какого-либо шанса на победу — запечатлены в рок-балладе «Хранителі надії» (2011) и ее продолжении «Все починається, коли» (2012) композитора и певицы Марии Бурмаки, известной своими лирическими и революционными сочинениями. Ее песни звучали еще на студенческой «революции на граните» осенью 1990 года, в 2004 году она была одним из «хедлайнеров» Оранжевой революции. Интересно понаблюдать, как в первой из двух композиций тоска по революции, а также суггестивное состояние тревожности и ощущение ирреальности усиливается за счет использования во второй части (начиная с 1:52) хроматической 64-струнной бандуры


ВИДЕО


Вот еще примерно такие же чувства — то же смутное предощущение революции, то же желание идти до конца, но не напролом, а по заасфальтированной дороге, — где-то за полгода до начала Майдана. Но только вместо надрыва и рок-пафоса — ирония, стеб, сарказм, ёрничанье, пародийное издевательство над оригиналом песни — в исполнении кабаре из города Днепропетровска, родины Коломойского, Филатова и Яроша. Кабаре — прямой потомок легендарного студенческого театра ДГУ — завсегдатая КВН 1980-х.

ВИДЕО


Украинская революция состоялась, выстояла и оказалась успешной прежде всего потому, что в народе открылась способность к горизонтальной самоорганизации, а солидарность, доверие и братское отношение к абсолютно незнакомым людям стали в какой-то момент доминировать над традиционными человеческими страстями и пороками. Именно об этом одна из первых трендовых песен Майдана — «Брат за брата» в исполнении группы «KozakSystem» и целой толпы украинских музыкальных звезд. Записана на телеканале «ТВі» вечером 30 ноября 2013 года, под влиянием ночного крайне жестокого избиения «Беркутом» студентов-демонстрантов, которое, в конечном итоге, и привело к полноценной революции.


ВИДЕО


Святослав Вакарчук — наиболее востребованный украинский музыкант как в Украине, так и во всём остальном мире. Феномен популярности песен этого скромного, не склонного к эпатажу кандидата физико-математических наук, — загадка. Его концерт на Майдане 14 декабря 2013 года со старым составом «Океана Эльзы», сопровождаемый огоньками фонариков и мобильных телефонов трехсоттысячной аудитории, стал одним из этапных и самых запоминающихся событий революцииhttps://youtu.be/QQMs6sa1HLs


ВИДЕО


.


Бодрая песня итальянских партизан «Bella ciao» уже много десятилетий привлекает самых разнообразных революционеров к сотворчеству: известны десятки вариантов на множестве языков, написанных в различных ситуациях и обстоятельствах. Но всех их объединяет революционный драйв и радикальная воля к переменам. Преподаватель маркетинга в провинциальном экономическом университете и активист одной энергичной политической партии Ирина Земляна в первые же дни Майдана написала свой вариант этой песни: «Витя Янукович, чао!»


ВИДЕО


Главной движущей силой украинской революции стала не безликая масса и не фанатики, а сознательные, реализованные в жизни, склонные к размышлениям и сомнениям граждане. Композиция Максима Паленко «Снега», известного как вполне успешный детский художник-график, — это самокопание лирического героя и рефлексия от имени того самого «среднего» / «креативного» класса — зачем и почему эти люди вырвались из своего обыденного существования и, движимые прекраснодушием и идеализмом, отправились из своих западноукраинских, центральноукраинских и восточноукраинских городов, поселков и сел в Киев, на Майдан.


ВИДЕО


Победительница Евровидения Руслана Лыжичко стала одной из наиболее ярких фигур Майдана — казалось, что внутри нее установлен маленький атомный реактор: она постоянно кого-то организовывала, что-то придумывала, куда-то ездила, что-то решала. Она до сих пор вся в движении — занимается освобождением пленных на Донбассе. Лично я был равнодушен к ее песне «Дикі танці» (именно с нею она победила на Евровидении-2004), однако, как оказалось, эту песню надо было слушать в правильном месте и в урочный час. Например, в морозную ночь на 11 декабря 2013 года, во время первого штурма Майдана: пробирающий холод, 3 часа ночи, темнота, бойцы «Беркута» и внутренних войск со всех направлений ломятся на баррикады, давка среди защитников революции, санитары на брезенте периодически оттаскивают раненых и раздавленных в Дом Профсоюзов, едкий запах слезоточивого газа, лимоны с молоком (нужны для нейтрализации газа), звонящие на горе колокола Михайловского Золотоверхого собора. И поверх всего этого на сцене Майдана — охрипшая Руслана со своими «Танцами», разящая видимых и невидимых врагов революции


ВИДЕО


.


Лидер группы «Мандры» Сергей Фоменко (Фома) свою самую известную песню — эпическую балладу «Не спи, моя рідна земля» — написал незадолго до Оранжевой революции 2004 года, в ходе которой она стала одним из главных патриотических хитов. Причина успеха этой композиции не только в интересной мелодике, но и в необычной для современного рока образности: об Украине речь идет как о «земном рае», в который может попасть лишь очень решительный, отважный и духовно просветленный путник. Надо не ошибиться в выборе дороги, потому что одна из них ведет в ад и погибель, а другая — к свету. Подобные сюжеты и образность были распространены в конце XVIII века в русской и европейских литературах, находившихся под влиянием масонской мистики и эзотерики.

В этой композиции Украина изображается как земля обетованная, как родина счастливых и радостных людей, в которой буйно расцветает библейский «дивный сад» и смерти не существует в принципе. Актуальна у Фомы и любимая в масонской литературе тема сердца как средоточия мудрости, благодати и «сердечного знания».

За прошедшее между двумя революциями десятилетие Фома не написал второй подобной композиции, поэтому на новом Майдане звучала старая песня — правда, с не меньшим успехом.

(К слову, это видео было снято за несколько часов до варварского разгона «Беркутом» студенческого Евромайдана в ночь на 30 ноября 2013 года, после чего, собственно, и началась революция Достоинства.)


ВИДЕО


Главной культовой песнью молодого поколения эпохи горбачевской Перестройки стала композиция Виктора Цоя «Мы ждем перемен» из не менее культового фильма «Асса» (1988). Однако даже на словесном уровне автор программировал молодежь на пассивное поведение: «Перемен, мы ждем перемен!». Именно «ждем», а не сделаем их сами, своими усилиями, своими руками.

На революционном Майдане в Киеве популярная рок-группа «С.К.А.Й.» многажды пела эту песню в модернизированном украинском переводе: «Ми прагнемо змін — / Зміни єднають серця, / Ми прагнемо змін, / Їх час добігає кінця / Наша віра і розум нас у майбутнє ведуть, / Ми прагнемо змін, і зміни прийдуть». Уже не «ждем перемен», а «прагнемо змін», т.е. «стремимся к переменам». За четверть века — это уже определенный прогресс, но еще не жесткая императивная модальность или безоговорочное должествование — мол, нашей неукротимой энергии, воли и разума хватит для того, чтобы перемены стали неотвратимыми.


ВИДЕО


У Александра Блока впереди, вестником нового мира, шествует Исус Христос (именно так, по-старообрядчески, — с одним «и»). Украинская революция тоже представлялась своим сторонникам и апологетам в апокалиптических тонах. Это не просто политический переворот. Это даже не попытка изменения всей социально-экономической системы. Это прежде всего онтологический переворот — победа абсолютного добра над абсолютным злом. В композиции Марии Бурмаки, написанной в начале января, в Киев на Майдан, на Крещатик, на Европейскую площадь и улицу Грушевского, незаметный в ночной морозной дымке, спускается Он (именно «Он», а не «он»). Он идет по воде, по льду, поверх баррикад, сделанных из мешков со снегом, проходит сквозь огонь пылающих шин и дым костров, горящих в бочках. Уже похоронены первые жертвы революции, но еще никто не знает о Небесной Сотне. Еще никто не знает о Крыме и Севастополе. Еще никто не знает о Донбассе. И именно Он, а не Кличко с Тягнибоком, Яценюком и Порошенко, в котором тогда еще никак не угадывался будущий президент, удерживает Киев от кровопролития и помогает бойцам революции. И именно Он делает сердца горячими, а души — прозрачными. И именно он несет весть о победе Нового Неба и Новой Земли над старым миром. Победе — такой нескорой и такой жертвенной


ВИДЕО


2014-й — год 200-летия со дня рождения Тараса Шевченко. Известный театральный режиссер Сергей Проскурня к этому юбилею снял три с половиной сотни небольших роликов — самые разные люди читают небольшие отрывки из шевченковской поэзии. Одним таким человеком из народа стал двадцатилетний Сергей Нигоян — простой сельский парень из Днепропетровской области. Его родители — беженцы из Карабаха. Возможно, поэтому он выбрал отрывок из поэмы Шевченко «Кавказ». Именно Нигоян стал первым погибшим — первым мучеником Майдана. Российское телевидение каждый день рассказывало (и продолжает рассказывать по сию пору — уже больше двух лет) о «нацистах» и «бендеровцах» в Киеве. А оказалось, что первые два мученика за революцию — армянин Сергей Нигоян и белорус Михаил Жизневский.

Кстати, во время Майдана доводилось нередко слышать, что наконец-то настало время Тараса Шевченко: его поэзия, казалось бы, уже давно превратившаяся в школьную обязаловку и никого особо не волнующая, вдруг заиграла новыми гранями, открыла неожиданные смыслы и измерения, обрела трансцендентное звучание.


ВИДЕО


Вторую волну популярности некоторых уже хорошо известных песен в новых условиях и обстоятельствах подчас сложно пояснить. Тем не менее, композиция белорусской группы «Ляпис Трубецкой» «Воины Света» (2012) стала чуть ли не гимном всей революции. По крайней мере, среди 30-летних сторонников Майдана — это абсолютный лидер.


ВИДЕО


Продолжение текста Андрея Окары о музыке украинской революции будет опубликовано в разделе «Мнения». Следите за обновлениями

Больше мнений здесь

Оригинал - Слова & Смыслы

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.