29 апреля 2017, суббота

Упорядочить хаос: технологии реформы госуправления

комментировать
Перед тем, как что-то улучшать тем или иным образом, нужно разобраться, как это работает на данный момент, а уже потом оптимизировать процессы

Примета нашего интересного времени – попытки управлять государством, как бизнесом. Предыдущий режим пытался это делать на уровне корпоративного управления, вообразив себя акционерами АО «Украина». Нынешние власть имущие в основном действуют в формате трансфера технологий регулярного менеджмента в госорганы.

Пока начали с «закачивания» туда на руководящие позиции людей с бизнес-мышлением (более или менее удачливых экс-предпринимателей и наемных топ-менеджеров и т.п.). В худшем случае они весьма оперативно и без особых нравственных страданий встраиваются в систему, включая коррупционные схемы. В обычном - быстро теряют энтузиазм и самосливаются. И в еще одном не менее обычном – истерят, матерятся, бросаются на ветряные мельницы и боксируют с ватными стенами, но кушают свой кактус с большим или меньшим удовольствием.

При этом практически все бизнес-делегаты жалуются на то, что логика работы в органах госвласти (если там действительно добросовестно трудиться) совершенно не такая, как они привыкли. Процессы идут намного медленнее, подчиненные реагируют неохотнее, любая бумажка требует многочисленных виз и согласований. Кто-то еще питает надежду, что внедрение инструментов e-government как-то исправит ситуацию. Другие (более опытные и адекватные) помнят и понимают, что и в бизнесе внедрение автоматизированных систем управления никогда не обеспечивает мгновенное прорывное улучшение.

Примета нашего интересного времени – попытки управлять государством, как бизнесом

Технологические инновации не могут заменить мозги – ни предпринимателю, ни чиновнику. Потому что перед тем, как что-то улучшать тем или иным образом, нужно разобраться, как это работает на данный момент. А уже затем оптимизировать организационные процессы.

Очень упрощенно в коммерческом секторе это выглядит так:

  1. Описываем бизнес-процессы, чтобы понять, как мы работаем сейчас. С помощью фотографий рабочего времени, интервьюирования сотрудников и прочих старых как мир и продвинутых методов исследования. На выходе получаем тексты, схемы и таблицы как модель работы организации as is («как есть»).
  2. Вспоминаем, какие цели мы ставим. Смотрим, что нужно изменить в бизнес-процессах, чтобы достичь поставленных целей. И перепроектируем процессы – убираем дублирование (кроме случаев, где нужна резервная «мощность» на случай «выхода из строя» основной), меняем последовательность операций, перераспределяем полномочия и ответственность между сотрудниками, определяем показатели, характеризующие качество ведения отдельных процессов и подпроцессов, а также качество полученных результатов и т.п.
  3. Модель «as to be», спроектированную в рамках второго этапа, доводим до ума и до ведома всех задействованных в ее реализации людей. То есть на ее базе разрабатываем отдельные внутренние нормативные документы – регламенты отдельных бизнес-процессов, регламент информационного обмена, положения о подразделениях, должностные инструкции и др.
  4. Постоянно отслеживаем, насколько созданная модель жизнеспособна и по мере необходимости вносим в нее необходимые разумные коррективы.

Из своего богатого и разнообразного жизненного опыта я точно знаю, что методология описания, оптимизации, непрерывного совершенствования организационных процессов мало востребована в госсекторе. Во-первых, потому что в мутной воде легче ловить разнообразную вкусную живность. И истинная прозрачность (а не то, что понимают под ней больные пиар-зависимостью «госдеятели») почти никому по-настоящему не нужна. Во-вторых, потому что на госслужбе многие должностные позиции изначально задуманы, как синекуры для родственников-друзей-знакомых и их родственников-друзей-знакомых. А при правильно и неподкупно проведенной  оптимизации организационных процессов за бортом могут оказаться именно те самые «родные человечки». То есть дублирование функций намеренное и устранять его никому невыгодно.

Хотя специалистам совершенно понятно, что проекты оптимизации организационных процессов требуют времени, затрат ресурсов (временных, человеческих, финансовых) и представляют собой информповод, малопригодный для популистского словоблудия. И именно поэтому удобнее платить бешеные деньги придворным консалтинговым компаниям за советы их высоко и почасово оплачиваемых сотрудников по мелочам или потемкинские «стратегии развития», «дорожные карты», ни по форме, ни по содержанию не имеющие ничего общего с настоящими стратегическими планами и road maps. А реальную оптимизацию бизнес-процессов проводить только там, где в этом заинтересованы внешние силы, например, на местном уровне в сфере землеотвода, землепользования и градостроения. Прав был Марк Твен: «Покупайте землю – ее больше не производят».

Любой реформе – если это реформа, а не сотрясение воздуха и не имитация бурной деятельности в корыстных интересах – должна предшествовать и сопутствовать политическая воля. Если она будет проявлена как проект глобальной диагностики и оптимизации организационных процессов органов госвласти, у нас появится шанс проростить там ростки здравого смысла. Если же и дальше чиновники будут мыть шею под декольте, псевдореформируя механизм работы, то построение качественно новой системы госвласти рискует затянуться до бесконечности.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.