25 июня 2017, воскресенье

Что я думаю о муралах в центре Киева

комментировать
Процесс создания так называемых «муралов» следует контролировать

Стрит-арт, представленный в столице в основном граффити большей или меньшей художественной ценности и прочими малыми и средними формами «произведений», давно и прочно вошел в жизнь всех мегаполисов. Спонтанное самовыражевывание непризнанных гениев, позиция фанатов чего-либо или мимикрирующая под них скрытая реклама коммерческих и политических брендов. Понятно, не всегда красиво, но терпимо. Особенно на массивах типовой застройки a-la 5-я улица Строителей, где заборная живопись помогает не заблудиться. А главное, совершенно понятно, что регулировать этот вид человеческой творческой активности практически бесполезно.  Рисовали, рисуют и рисовать будут.

Но вот что, действительно, можно было бы отрегулировать, так это процесс создания так называемых «муралов». Поскольку в большинстве своем они представляют собой убогую муру, агрессивную по отношению к городской среде и нарушающую целостность городского ландшафта. В особенности, когда заезжие маляры начали «украшать» своими «произведениями» центр Киева. Чего стоит «труп невесты» на Андреевском или «глисторез» на Большой Житомирской, уничтоживший уютный и очень «домик в разрезе».

Особенно кривым вышел последний (увы, лишь по времени создания) «шедевр» на Леси Украинки, намалеванный с прицелом на книгу Гиннеса, и вовсе не выдерживающий никакой критики, с точки зрения композиции и сюжета. Его существование может быть объяснено, но не оправдано только тем, что стена дома советской постройки требовала ремонта. Помните, как говорил папа дяди Федора из Простоквашино: «От этой картины большая польза, она дырку на обоях закрывает». Однако, можно было сделать другим путем или прикрыть более эстетичным и киевским по своей стилистике художеством. А не воинствующим архаичным хуторянством в городе с уникальной европейской историей.

Вот так вот «Голова и вышитая сорочка», а не вышиванка и не рисунок

Что же касается украинскости  «произведения», на которую ссылаются его ценители, то мнение авторитетного эксперта по традиционной украинской вышивке говорит само за себя. Юрий Мельничук, заместитель Генерального директора по научно-фондовой работе Национального центра народной культуры «Музей Ивана Гончара», директор Центра украинской вышиванки и костюма «Орияна», а также член Национального союза мастеров народного искусства Украины пишет следующее:

«З приводу муралу австралійського художника Гвідо Ван Хелтена «Голова дівчини та вишита сорочка» (м. Київ, бульв. Лесі Українки, 36б). Будь-яка популяризація традиційних цінностей народу заслуговує на схвалення і підтримку. Тим більше, коли до цієї роботи долучаються іноземці, висловлюючи конкретну підтримку Україні в цей непростий для всіх нас час.

Однак, як етнолог і дослідник українського традиційного вбрання та вишивки не можу пройти осторонь повз цей «шедевр», який збираються внести до списку рекордів Книги Гіннеса.

Все-таки, коли художник зібрався зробити для столиці таке видатне «полотно», варто би було продумати композицію і, зокрема, орнамент сорочки. На жаль, візерунок вжито з сучасної вишитої сорочки, можливо навіть з машинною вишивкою хрестиком, де композиція зовсім не сорочкова. Хрестикова вишивка, яка найпізніше прийшла на Українські землі (так званий «брокарівський стиль»), часто творить аляпуваті форми без змісту і смаку також. Навіть для рушника така композиція громіздка, не те що для сорочки.

Загальна композиція муралу також подає незрозумілий колаж голови дівчини і окремо сорочки.

Художникові варто би було ретельніше приготуватись до такої роботи і дослідити джерела. А також повинна працювати в мерії міста відповідна комісія, яка розглядатиме подібні проекти, щоб не допускати помилок. Адже подібні речі досить активно втручаються у життєвий простір людей і так важливо, щоб вони несли для нас гармонію на всіх рівнях – форма, колір і зміст».

Вот так вот «Голова и вышитая сорочка», а не вышиванка и не рисунок, достойный «всех украинских женщин», которым якобы посвящен (между прочим, и посвящение весьма двусмысленное, поскольку Украина популярна и среди секс-туристов, а не только среди заезжих маляров). Иноземное происхождение художников – зачастую от слова «худо» - еще не гарантия наличия таланта. Искать счастье, признание и ставить рекорды в дальних краях не всегда отправляются лучшие.

Кроме того, эксперты, изучающие сакральный смысл узоров традиционной украинской вышивки, отмечают еще одно важное несоответствие. «Дерево жизни» на рукаве сорочки растет кроной вниз. Вдумайтесь – дерево жизни! Можно верить или не верить в силу подобных символов, но допускать их некорректное использование в таком масштабе – означает не знать своей культуры, а главное, не уважать себя.

А теперь о земном. Мне бесконечно интересно: почему согласно действующему законодательству участие экспертов и общественности в обсуждении проектов таких муралов сведено к минимуму? И почему об усилении общественного контроля над сохранением исторического облика Киева ничего не было сказано кандидатами на пост нашего мэра и кресла наших городских депутатов?

(Фактически действующий в Киеве порядок размещения граффити выглядит так: найти дом-жертву; нарисовать эскиз чего-то из линий и цветов; согласовать с балансодержателем (!); подождать, пока балансодержатель внесет изменения в паспорт фасада дома-жертвы и проделает все необходимые ритуальные танцы в КГГА. И все…)

Почему Юрий Мельничук  (автор комментария, приведенного выше) и его коллеги не были привлечены к экспертизе эскиза «Головы и вышитой сорочки»? Раз уж это пытаются увековечить у Гиннеса.

Почему нет обязательной нормы о согласовании с жителями дома, которым «посчастливилось» отремонтировать фасад за счет мурала? А по-хорошему, с жителями микрорайона, которым мимо этого мурала ходить. И которым придется объяснять своим детям, почему на стене дома нарисовано это.

Почему в городе нет экспертного совета, который бы воспрепятствовал арт-вандализму и избавил город от новой муры, созданной руками невежд для восторгов невежд?

Вопросы риторические. И ответ на них один – Город болен, очень болен. Он в руках властьимущих, которые не знают его истории, не чувствуют его душу, не заботятся ни о Киеве, ни о киевлянах. Изменится ли что-то после второго тура выборов? Конечно, нет. Будут ли защищены хрупкие остатки исторического центра и психика жителей всего Города от новых вандальских замыслов варягов и манкуртов? Разумеется, нет. Потому что сегодняшний Киев напоминает римских форум, где варвары пасут коз. И защитить себя и свою среду обитания могут только сами киевляне. Тонкостью вкуса, силой воли, чувством ответственности за сохранение культурного наследия. То есть всем тем, чего практически не осталось в Городе сегодня.

Вместо эпилога.

…Німець скаже: «Ви моголи».

«Моголи! моголи!»

Золотого Тамерлана

Онучата голі.

Німець скаже: «Ви слав’яне».

«Слав’яне! слав’яне!»

Славних прадідів великих

Правнуки погані!

Т.Г.Шевченко «І мертвим, і живим, і ненародженим». #sapientisat

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.