11 декабря 2016, воскресенье

Стоит ли уповать на «шоковую терапию» Бальцеровича

комментировать
Как в нынешней украинской ситуации применить опыт полулегендарного польского государственного деятеля Лешека Бальцеровича

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море,
и не дали им дани,
и начали сами собой владеть,
и не было среди них правды,
и встал род на род, и была у них усобица,
и стали воевать друг с другом.
И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву".
И пошли за море к варягам
«Повесть временных лет»

«Призвание варягов» - устойчивое и многозначительное для образованной публики словосочетание, означающее, что некий народ, будучи неспособным самостоятельно навести порядок на своей территории, отдает ее под внешнее управление. Достаточно неожиданно оно стало актуальным для Украины, хотя идея витала в воздухе достаточно давно.

Следом за репатрианткой-главой Минфина, экспатами во главе МЭРТ и Минздрава руководство страны начинает уповать на «шоковую терапию» на сей раз в исполнении полулегендарного польского государственного деятеля Лешека Бальцеровича (известного экономиста, экс-министра финансов и бывшего вице-премьера).

Но применим ли этот опыт к нынешней ситуации в Украине? Есть аргументы и «за», и «против».

«Против». Нельзя дважды войти в одну и ту же реку – и ты не тот, и река не та. Этому учил еще Гераклит Эфесский. Радикальные реформы, а именно так пан Бальцерович называет свою деятельность, имели совершенно ясную направленность – перевести командно-административную экономику на рыночные рельсы. Причем преобразование хозяйственного механизма на момент начала «шока» (1989-90 гг.) в Польше длилось уже с первой половины 70-х. За это время предпринято несколько попыток перейти от административных методов управления к системе экономических нормативов. Так, в 1982-м подобные полумеры предпринимались под лозунгом 3С: самостоятельность, самофинансирование, самоуправление. Они не увенчались успехом, но подготовили почву для следующего шага.

Теперь посмотрим на сегодняшнюю Украину. Как минимум, страна воюет. В стране, конечно, не развита рыночная экономика, но уже относительно давно не административная экономика, а просто базарная. Так что уповать на «рецепты Бальцеровича», как и на «конспекты Лобановского» - тупиковая стратегия.

Послевкусие от радикальных реформ Бальцеровича у поляков осталось противоречивое

«50х50». Послевкусие от радикальных реформ Бальцеровича у поляков осталось противоречивое. Мне приходилось слышать разные мнения. Приведу одно из наиболее объективных и авторитетных, на мой взгляд. Эксклюзивный комментарий для НВ.

Мирослав Гревински, социальный политик, доктор наук и проректор Высшей педагогической школы им. Януша Корчака в Варшаве: «Необходимо признать, что реформы Бальцеровича с расстояния 25 лет можно оценивать как положительные. Однако в Польше есть множество критиков его политики, которые подчеркивают неолиберальную доктрину, на которой были основаны его реформы. Профессор Бальцерович представляет традиционную школу Фридмана, согласно которой приватизация, дерегуляция и сокращение социального обеспечения являются основными приоритетами его политики.

Наиболее важная ошибка Бальцеровича в Польше заключается в том, что он недооценивал социальную политику в качестве инвестиций и относился к ней только как к затратам, обременяющим бюджет, а также чрезмерно верил в рынок. В то же время, необходимо признать, что Польша хорошо использовала этот период. Но много реформ, особенно социально-экономических можно было провести в духе социальной, а не только экономической эффективности, которой славится Бальцерович».  

Кстати, в курсовой работе, которую я в начале 90-х писала, будучи студенткой, и специально нашла для этой колонки, результаты «шоковой терапии» были охарактеризованы примерно также: «План Бальцеровича» - базисные изменения социально-эконо­мической модели общества, т.е. полный демонтаж командно-распределительной системы, переход к рыночной экономике… Это, во-первых, изменение отношений собст­венности - сокращение доли государственной собственности.Во-вторых, формирование рыночной инфраструктуры.

В-третьих, проведение реформы финансовой и банковской систем, позволяющей ввести конвертируемость злотого и тем самым обеспечить возможность широких внешнеэкономических связей… Вначале стабилизация и на этой основе создание предпосылок для широкого развертывания ры­ночных отношений и только затем кардинальные преобразо­вания в формах собственности (приватизация), структурные изменения и, как следствие, экономический подъем… Усиление социальной дифференциации населения, рост безработицы и падение жизненного уровня, резкое уменьшение промышленного производства и многие другие отрицательные явления, с одной стороны, и быстрое насыщение внутреннего рынка, реальные шаги по переходу к конвертируемости злотого, создание в короткий период основных предпосылок для функцио­нирования рыночной экономики». Как говорится, выводы напрашиваются. А история напоминает, что в те годы на польских базарах были очень востребованы советские соковыжималки, скатерти и строительные инструменты.

«Скорее, за». Эффективность того или иного функционера, причастного к выработке государственной политики определяется не только его профессионализмом, но и адекватностью. На недавнем мероприятии в Киеве пан Бальцерович подарил аудитории несколько высказываний редкостного для Украины уровня здравомыслия и даже, пожалуй, инакомыслия. Вот несколько цитат в вольном пересказе:

1. «Нужно ли люстрировать всех чиновников поголовно? Кадры меняются сверху, внизу чиновник знает, что делать»

2. «Коррупция есть даже в Ватикане!»

3. «Монетарная политика зависит от работы правительства, министерства финансов. Если работа неэффективна, увеличивается дефицит денег. После этого включается «станок» с негативными последствиями.

4. И – неожиданное: «Я считаю, что иностранцы должны быть в правительстве в качестве консультантов. В Украине достаточно высокопрофессиональных кадров, которые могли бы справиться на должностях министров. Я их лично знаю».

Возможно, украинскому правительству следовало бы прислушаться к голосу разума. Потому что бенчмаркинг и транснациональный трансфер технологий очень хорош в бизнесе. И имеет серьезные ограничения в сфере государственного управления. Поскольку экономическая система проще социально-экономической, законы общественного развития сложнее, чем законы экономики. А главное, статус госслужащего – это не волонтерство и не туризм. В оптимальном варианте это тяжелейший неблагодарный труд бюрократов-«державников», обеспечивающих жизнедеятельность государственной машины.

В министерстве не могут работать высокооплачиваемые добровольцы-советники, которые ни за что не отвечают, если рядом с ними рядовые низкооплачиваемые клерки несут серьезную ответственность за каждую подпись. Нельзя с суконным подходом в калашный ряд. Служить державе нужно уметь. И патриотом быть не по паспорту и не по зарплате, а по совести. Которая в правящих кругах традиционно в дефиците.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.