5 декабря 2016, понедельник

Понять деньги. Как работает рынок

комментировать
Почему государство никогда не будет столь же эффективной, как рынок

Почему рыночный механизм и конкуренция снижают затраты и время на поиск информации? Что вы знали, но могли забыть о спросе и предложении? Действительно ли бриллианты настолько полезнее воды, насколько они дороже? Что происходит, когда государство пытается вмешиваться в ценообразование? В рамках презентации «Как работает рынок» мы рассмотрим ответы на эти и другие вопросы. Конечно, есть ограниченное количество проблем, которые может решить только государство (market failures). Возможно, самый актуальный пример - ограничение «парниковых» выбросов, приводящих к глобальному потеплению. Но в большинстве случаев, существует рыночная альтернатива государственному регулированию .

Как вы думаете, какой аэропорт самый большой в Северной Америке? Оказывается, что это «Международный аэропорт Монреаль-Мирабель ». Вы слышали о нем когда-нибудь? Лично я - нет, и для этого есть очень серьезная причина: он не работает с 2004 года. Не принимает пассажиров, хотя был рассчитан на 50 миллионов человек в год. Мегабольшущий аэропорт возле Монреаля должен был обслуживать эту территорию. Но оказалось, что он там никому не нужен, потому что находился далеко от Монреаля, и путешествовать туда было неудобно.

Этот самолет — деревянный. Уже смешно, да? Он был построен во время Второй мировой войны Говардом Хьюзом. В нем планировали перевозить солдат для того, чтобы открыть второй фронт в Европе. Этот самолет совершил один-единственный полет: поднялся на 21 метр и сразу приземлился. Что интересно, Говард Хьюз — достаточно неоднозначная личность. Он снимал много фильмов, страдал от психической болезни. Но до самой смерти в 1970-е годы тратил на этот самолет миллион долларов в год, чтобы поддерживать его в рабочем состоянии.

Такие примеры называются «белый слон». «Белый слон» — это объект, который имеет очень низкую стоимость (или стоимость его обслуживания превышает его ценность). Название произошло из Сиама, где король своим подданным, которых не очень любил, дарил белого слона, и они впоследствии становились банкротами, потому что это — подарок короля, ты не можешь от него отказаться, но белого слона содержать очень дорого. Примеры «белых слонов» — это аэропорты, гигантские транспортные средства, стадионы, культовые сооружения.

Государство должно вмешиваться в одном-единственном случае — когда существует риск монополизации

Могут ли такие вещи быть созданы рынком? Например, аэропорт. Кто планирует аэропорт? Какие-то государственные учреждения, как правило. Этот гигантский самолет — кто его делал? Рынок или эксцентричный миллионер? Конечно, это был эксцентричный миллионер. Больше вероятности, что «белые слоны» будут созданы либо государственными учреждениями, либо какими-то миллионерами. Но рынок такого не требует, и рынок никогда за это не заплатит, потому что это совершенно идиотские вещи, которые никому не нужны.

Как вы думаете, является ли американское государство эффективным? Оно эффективнее украинского государства, правильно? Но есть замечательная книга, которую я советую прочитать. Она называется «Дядя Сэм не умеет считать». В ней приведено много примеров, когда государство тратило огромные деньги на определенные проекты, и эти деньги с проектов вернуть не удавалось.

Первый яркий пример - братья Райт, которые имели $2 000 и разработали первую модель самолета, который в конце концов взлетел, а в то время правительство США тратило миллионы долларов на господина Лэнгли, оба самолета которого, к сожалению, оказались в реке Потомак. Второй пример, более свежий – фрекинг, новый способ добычи нефти. Джордж Митчел потратил больше миллиарда долларов и 17 лет собственной жизни, и сделал это прибыльным бизнесом. А правительство США тем временем выбрасывало деньги на производство этанола.

Вопрос: зачем нам нужен рынок? Рынок лучше собирает информацию и работает лучше, чем государство. Он более гибок. Главная разница, на мой взгляд, заключается в том, что на рынке действуют миллионы людей. Когда мы говорим об одном государственном служащем, он может быть абсолютно гениальным, но он не владеет всей информацией, которой владеют миллионы людей на рынке. На рынке есть два типа игроков: покупатели и продавцы, и все они чем-то рискуют. Покупатели голосуют своей гривней, они ищут, где дешевле. Продавцы рискуют своими доходами, и их настолько много, что они имеют больше информации, чем любая личность — государство, миллионер или какая-нибудь монополия. И опять же, чем больше вы об этом думаете, тем больше вы понимаете, что монополия и государство очень похожи, потому что они неэффективны, потому что это единственный центр, который принимает решение, или ограниченное количество людей. Поэтому в идеале мы хотели бы иметь конкуренцию.

Теперь поговорим о спросе. Ниже – изображение, показывающее, как работает спрос.

Цена зонтика — два доллара, но когда начинается дождь, она сразу становится на 75 центов дороже — 2 доллара 75 центов. Как закон спроса работает? Чем выше цена, тем меньше товара купят.


3_15[


Вот пример с мороженым. Например, на этой диаграмме при цене в два доллара люди купят четыре миллиона порций. Если цена упадет до одного доллара, то купят восемь миллионов порций. Почему так происходит? Какие альтернативные товары мороженому могут купить люди? Замороженный йогурт, замороженный сок. Если у вас есть возможность заменить товар на что-то другое, то вы поищете там, где дешевле. Частичная причина такого обратного спроса на мороженое: если мороженое дешевеет, оно заменяет некоторые другие сладости.

Эластичный спрос — это спрос, который очень существенно зависит от цены. Например, небольшое снижение или увеличение цены приводит к существенному падению спроса. Например, если цена на «Кока-Колу» растет, то потенциальный покупатель не хочет покупать, потому что в принципе может обойтись без этой «Кока-Колы» или купить товар, сходный по любым признакам.

Пример неэластичного спроса — это когда человек без этого товара просто не может прожить. Инсулин — классический пример. Какой бы ни была цена, он нужен тебе для выживания, и ты его все равно купишь. Пример более прозаичный — молоко. Даже если цена на молоко растет, спрос на него не будет падать, а альтернативных товаров не существует.

Теперь поговорим о предложении. Спрос снижается с увеличением цены, но предложение с ростом цены увеличивается. Почему? Продавцы хотят больше прибыли? Но если, например, цена выросла с 1,50 доллара до 2 долларов, то почему они не хотели больше прибыли, когда цена была полтора доллара? Если люди хотят что-то купить, то рынок и фирмы на рынке будут готовы это предложить им, но остается вопрос цены. Например, если начинает расти цена на мороженое, компании, которые производят замороженные йогурты, могут переключиться на изготовление мороженого. Но, поскольку они всю жизнь изготавливали торты, то изготавливать мороженое им будет немножко не с руки, поэтому у них будут более высокие затраты, и поэтому график имеет такой специфический вид.

Идея рынка заключается в поиске точки равновесия, где спрос равен предложению. Что происходит, если спрос превышает предложение? Увеличение цены. Не надо никого заставлять, не нужно никаких директив, не надо государственного агентства. Цена увеличится — отпадет часть покупателей, которым это будет дорого, и появятся новые производители, которые увидят для себя возможность заработать деньги. Преимущество рыночного механизма — это все происходит в реальном времени.

Что будет влиять на спрос? Если мы говорим о мороженом, то это время года, сезонность, демография, география. Если, например, окажется, что мороженое вредно для ваших зубов, что произойдет со спросом? Он уменьшится. Если тогда замороженный йогурт становится в десять раз дешевле? Все перейдут на этот замороженный йогурт, и спрос снизится.

Что будет влиять на предложение? Технологии. Чем лучше технология, тем товар дешевле и тем предложение будет выше. Объем производства. Чем больше единиц мы производим, тем меньше будет себестоимость единицы. Еще есть такой момент, как ожидание. Если мы ожидаем завтра изменение курса гривни, например, как это повлияет на производителей? Они не будут делать больших запасов.

Как будет влиять на цену мороженого подорожание молока? Если ингредиенты дорожают, цена будет расти. Жаркая погода - цена увеличится. Почему? Больший спрос. Новая технология замораживания, которая намного дешевле — цена упадет, потому что уменьшаются затраты.

А теперь такой общий вопрос: сколько таких изменений происходит ежедневно? Миллионы. Любые события потенциально влияют на этот небольшой рынок мороженого: различные пошлины, ассоциация с ЕС, стоимость доллара, определенные фитосанитарные нормы. Это очень много событий, которые происходят одновременно.

Рыночная цена, по сути, впитывает в себя всю информацию, которая присутствует на рынке: любые изменения в спросе, в предложении, в связанных рынках, в доходах, в налогах, в спросе на мороженое в Буркина-Фасо — это все будет в цене. Вы это все сразу там увидите. Вам ничего больше не надо. Поэтому как элемент агрегирования и элемент сбора информации рынок является эффективным. Государство значительно хуже с этим справляется, именно потому, что имеет очень много агентов, и все они хотят заработать. И все это происходит, конечно, в реальном времени. Ни один бюрократ или государственное агентство не сможет так быстро реагировать. У нас рынок закрылся, в Японии открылся — и так 24 часа в сутки и семь дней в неделю.

Когда цена, по нашему мнению, высоковата? Представьте себе огромный американский автомобиль с надписью «Спрос» и небольшую колонку бензина с надписью: «Предложение». А теперь представьте американца, который спрашивает: «Почему бензин такой дорогой?». Бывают ситуации, когда так происходит: большой спрос, большой автомобиль, надо много бензина плюс монополизация рынка нефтепродуктов. Цена установилась на высоком уровне. Что в такой ситуации делает государство? Оно в этой ситуации хочет «помочь», как ей кажется. Для этого государство пишет закон: «Не продавайте бензин так дорого. Продавайте по $10». Что произойдет? Бензин исчезнет.

Государство должно вмешиваться только в одном случае — когда существует риск монополизации, угроза ценообразованию. В других случаях, к сожалению, регулирование цен только ухудшит ситуацию.

Когда была создана первая антимонопольная комиссия и с кем она боролась? Она боролась с Рокфеллерами в Соединенных Штатах из-за монополизации рынка продуктов. Это было более 100 лет назад, и было понимание того, что если будет монополия, то она так руки выкрутит, что в итоге ты заплатишь гораздо дороже, чем товар действительно стоит.

Почему конкуренция — это хорошо? Мы прилагаем максимальные усилия для того, чтобы достичь своих целей. Как влияет конкуренция на цены? Они снижаются. Почему? Борьба за потребителя заставляет производителей снижать цены. То есть для нас, потребителей, конкуренция — это всегда благо, потому что она снижает цены до минимума, и в этой ситуации мы все с вами выиграем.

Мы не можем людям сказать: «Не покупайте американские джинсы, японские автомобили или еще что-нибудь». Люди все равно будут потреблять это, но будут делать это через черный рынок, очереди, взятки, какие-то договоренности. Это не будет работать. Прилавки в такой ситуации быстро опустеют.

Во многих городах США, в том же Нью-Йорке, люди считают, что стоимость жилья слишком высока. Как экономист, я бы взял это в кавычки. Если вам дорого в Нью-Йорке, что вы делаете? Вы переезжаете в солнечную Айову. Когда мне говорят: «В Украине есть проблема, у нас мало людей хотят работать строителями, рабочими на заводе, или комбайнерами». Это ерунда. Заплатите им нормальную зарплату — все пойдут, и не будет дефицита никакой специальности.

Предположим, что люди, о которых мы говорим, вынуждены жить именно в Нью-Йорке или Чикаго. Должно ли государство им помогать? Оно может ограничить арендную плату: например, сказать, что аренда жилья за месяц в этом районе не может стоить дороже, чем $500 долларов. Как вы можете себе представить, такой лимит только ухудшит ситуацию. Он на самом деле не сработает. И почему он не сработает? Если я собственник жилья и мне минимизировали мою арендную плату, у меня возникает желание что-то с этой квартирой делать: ремонт делать, сажать цветы, побелить в подъезде? Не возникает: у меня нет на это денег — это во-первых. Во-вторых, у меня эту квартиру заберут по этой цене. Я не конкурирую за арендаторов, потому что снимут ее очень дешево.

А если мы говорим о долгосрочной проблеме, я бы скорее сказал, что вы просто перестанете строить новое жилье. Если оно не строится, всегда будет проблема, когда людей, которые хотят арендовать жилье, меньше, чем людей, которые в состоянии предоставить его в аренду. Как говорят некоторые экономисты: «Хуже контроля ренты только бомбардировки городов». Это такая шутка американская.

Классический парадокс: почему вода дешевле бриллиантов? Без воды мы не можем выжить. Бриллианты — в принципе, это красиво, возможно, но особого удовольствия, кроме эстетического, они нам не дают. Объяснение экономистов заключается в том, что мы потребляем очень много воды и очень мало бриллиантов.

«Principles of Economics» - это второй сезон еженедельного лектория «Экономическая лаборатория», в котором известные эксперты рассказывают о том, как устроены экономика, общество и государство, откуда берутся кризисы, как и зачем мы тратим деньги и почему все время выбираем популистов.

Предыдущая лекция: Олеся Верченко: «Цены растут, когда государство печатает деньги. Или наоборот?»

Следующая лекция: Владимир Вахитов: «Теория фирмы»

ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Максим Обризан   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.