22 августа 2017, вторник

Почему Украина – аутсайдер в рейтинге инноваций

комментировать
В отчете Европейской комиссии более 30 стран активнее, инновационнее и креативнее, чем мы

Говорят, что инновации рождаются там, где есть проблемы. В Украине достаточно проблем, требующих немедленного решения, но уровень инноваций в нашей стране остается очень низким. В недавнем отчёте Европейской комиссии об уровне европейских инноваций Украина замыкает ряды. Более 30 стран активнее, инновационнее, креативнее, чем мы. Причины следующие:

1. Отсутствие интеграции в мировое научное сообщество;

2. Слабое финансирование R&D направления как на государственном уровне, так и в частном секторе;

3. Низкая инновационность малого и среднего бизнеса.

Последние места в рейтинге занимают страны Восточной Европы и Балкан. Лидерами из нашего географического пространства являются Словения и Эстония, которые достигли определенных результатов, но все равно не смогли преодолеть даже средний показатель 28 стран Европейского союза.

Лидером уже несколько лет подряд становится Швейцария. Как у нее это получается? Ответ очень простой – образование. Школьное образование, поощряющее эксперименты, творчество и работу в команде. А глобально – проектный менеджмент в юном возрасте.  Вспоминается яркий образ из моего детства, а именно из американских фильмов, где проводятся школьные выставки-конкурсы инноваций, где каждый ребёнок представляет своё изобретение: развивает презентационные навыки, уверенность и креативность.

Инновации рождаются там, где есть опыт и знания в лице профессоров и молодежи, которая чувствует тренды

Даже открывая аккаунт в Instagram президента США Барака Обамы или его жены Мишель, можно обязательно найти фото, как они посещают научные и инновационные фестивали, поздравляют детей с достижениями и приглашают на ежегодный ужин для детей в Белом доме. Какая альтернатива у нас? Малая академия наук – организация, стимулирующая развитие интереса к науке у подростков во внешкольное время. После того, как ты написал работу на 20-25 страниц, тебя ждут три этапа конкурса, и если ты проходишь на всеукраинский уровень, то помимо защиты работы, нужно написать контрольную по профильному предмету для твоей темы. Большим залогом интереса и успеха является мотивированный учитель, учитель-энтузиаст. Учиться излагать свои мысли в научной работе – очень важно. Но как же хочется, чтобы дети больше экспериментировали, исследовали, создавали прототипы, искали решения проблем. Иначе это напоминает государственный закон о науке, в котором указывается, что результатом научной деятельности является научный бумажный труд, а не прототип или результат исследований.

Все это еще в большой мере касается университетов, где очень мало настоящей научно-инновационной работы, но где есть много требований для галочки. Где последнее время активно ведётся война с плагиатом.

Как в таком бумажном варианте науки может развиваться инновационность? Где наши лаборатории? Исследовательские центры? Работающие лаборатории и центры, с современным оборудованием? Я бы очень хотела увидеть исследование, посвященное тому, сколько украинских исследователей переехали и работают в других странах мира и как часто они вносят свою лепту в получение Нобелевских премий? Наша наука невероятно забюрократизирована. Во второй раз проводя в Украине научно-инновационный проект Falling Walls, мы регулярно сталкиваемся с отсутствием интереса у государственных исследовательских институтов развивать проекты их сотрудников. Чаще всего эти сотрудники даже не могут представить свои наработки и идеи без разрешения вышестоящих руководителей, так как считается, что это наработка института. Про знание иностранного языка я промолчу. 

Продолжая тему лидерства Швейцарии, стоит рассмотреть связь университетов и бизнеса, науки и экономики. Швейцарская платформа "Switzerland Innovation" говорит о конкретных заданиях:

1. Создание связей между университетами и бизнеса, для максимального сотрудничества, разработка рыночных продуктов и сервисов;

2. "Взращивание" молодых инноваторов;

3. Усиление позиций Швейцарии, как самой инновационной страны.

Наши университеты далеки от налаживания отношений с бизнесом (хотя первые проекты уже запускаются), у большинства нет понимания себя и своей стратегии ни на национальном, ни на глобальном уровне. Что они могут дать бизнесу, кроме выпускников для рынка труда, большинство из которых не работают по специальности? Это, кстати, сразу же отбрасывает нашу экономику на несколько десятков позиций назад. Некоторые из украинских университетов последние годы входят в рейтинг 500-лучших университетов мира, но даже это не гарантирует конкурентоспособности на рынке инноваций. В первую очередь из-за того, что наши ВУЗы имеют мало международных партнёрских связей с другими университетами. Как правило, наши профессоры и преподаватели мало мобильны академически, поскольку большинство из них не владеют иностранными языками, не пишут статей в зарубежные научные издания и не привлечены к работе международных проектов. 

Все эти факторы влияют и на нашу экономику. Ведь инновации рождаются там, где есть опыт и знания в лице профессуры и молодёжи, которая чувствует тренды и может сделать sexy и user-friendly продукт. В результате большинство отраслей не модернизировано и имеют низкий коэффициент инновационных разработок. А если и имеют, то чаще всего они сразу продаются заграницу, так как в Украине снова нет заинтересованных бизнесов и бизнесменов, которые хотели бы инвестировать и внедрить эти инновации в жизнь. Мы попадаем в замкнутый круг. Несколько мыслей вслух, которые обязательны для выполнения в ближайшие годы, чтобы этот круг разорвать:

1. Нам стоит усилить реформы в школьном образовании. Понадеемся, что в Украине удастся внедрить новые характеристики будущего выпускника, который будет рассматриваться как личность, патриот, инноватор.

2. Развивать умения управления проектами, так как это прямая связь с желанием и пониманием, что такое стартап и как его сделать. Как-то одна знакомая устроила опрос среди своих друзей в социальных сетях, почему в Украине так мало предпринимателей? Большинство ответило, что нужно родиться с таким складом ума и жилкой предпринимательского успеха. Я так не считаю. Стартапы, как и большие бизнесы, получаются только тогда, когда ты рискуешь и точно знаешь, чего ты хочешь, не расстраиваешь, когда теряешь, а идёшь вперёд, несмотря ни на что. Большинство наших соотечественников не готовы рисковать – боязнь, страх, неуверенность становятся наибольшими сдерживающими факторами к развитию.

3. Нетворкинг – ещё один фактор успеха любого дела. Этот навык нужно довести до автоматизма. Увидели возможность – действуйте: принимайте участие во всевозможных мероприятиях, воркшопах и конференциях. Это касается как личности, так и университетов, научных организаций. Вы никогда не знаете, когда и где познакомитесь с человеком, который кардинально изменит вашу жизнь. Двигайтесь вперёд - ищите новое.

Инновации нужно создавать всем вместе, и в первую очередь – в наших головах и обществе. И времени, чтобы занять первое место в рейтинге, у нас осталось совсем немного. 

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.
ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Алина Носенко   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.