18 января 2017, среда

Революция закупок. Что даст решение стоимостью 30 млрд гривен

комментировать
Ежегодные потери от коррупции составляют до 50 млрд грн, и эти средства нужно вернуть украинцам

В прошлый четверг Верховная Рада приняла закон «О публичных закупках», который полностью меняет правила игры на рынке закупок за бюджетные средства. Это не просто очередное улучшение или тюнинг системы, а главный документ, необходимый для коренной реформы госзакупок. Ранее в этом году был принят ряд поправок к действующему закону «О государственных закупках», который, среди прочего, содержал такие важные изменения, как принцип декларативности в разрешительной документации, открытость решений тендерной комиссии и т.д. Но с самого начала мы понимали, что одними лишь поправками к действующему закону невозможно изменить систему, которая стала синонимом коррупции и неэффективности.

Часто в качестве иллюстрации приводим пример с темной комнатой. Классические государственные закупки – это когда два человека сидят в темной комнате и о чем-то между собой договариваются. Конечно, мы не можем утверждать, что они нарушают правила, но проверить это тоже невозможно – нам просто объявляют финальный результат. Понятно, что в такой ситуации коррупционные риски максимальные. Когда же мы переводим закупки в электронный формат, в комнате включается свет. Теперь каждый желающий может посмотреть, о чем именно, и как договариваются эти двое. Сам факт того, что информация о всех тендерах доступна для всех граждан, сдерживает наглость коррупционеров.

Следующий шаг: запускаем в комнату больше новых людей – поставщиков, которые тоже начинают участвовать в торгах. Там, где есть двое и более поставщиков, появляется и конкуренция. А это означает, что заказчик (и государство) могут получить товары и услуги более высокого качества за меньшую цену. Конкуренты имеют знания и опыт, чтобы оценить коррупционные риски в тендерной документации, а также максимально мотивированы оспаривать нарушения.

Классические государственные закупки – это когда два человека сидят в темной комнате и о чем-то между собой договариваются

Такой подход уже позволил сэкономить на стадии пилота более 500 млн грн. Это при том, что в системе электронных закупок ProZorro сейчас находится лишь около 2% всех государственных тендеров. Средний уровень экономии в ProZorro составляет 12-18% от плановой суммы торгов (вы можете сами это проверить на bi.prozorro.org вся статистика открыта). Это означает, что при условии сохранения уровня экономии и опираясь на объем государственных закупок в 2014 году на уровне 250 млрд грн, полный переход на ProZorro позволит экономить ежегодно как минимум 30 млрд грн.

Потенциальная экономия, на самом деле, может быть существенно большей. По подсчетам, ежегодные потери от коррупции и неэффективного использования государственных средств составляют до 50 млрд грн (в ценах 2014 года). Эти средства мы хотим отвоевать у коррупционеров и непрофессиональных госслужащих и вернуть украинцам.

Меня часто спрашивают, а куда собственно пойдут эти деньги? Ответ прост: на нужды государства, которых немало. Это могут быть зарплаты бюджетникам или пенсии, или любые другие социальные нужды, может быть питание бойцов в АТО и тому подобное. И не забывайте, что мы сможем не только экономить, но и получать более качественные товары и услуги, а это новые школы и детские сады, дороги, озеленение, новые вагоны, учебники и лучшее оснащение для наших Вооруженных сил. То есть это те вещи, которые окружают каждого из нас и от которых зависит качество нашей жизни.

Кроме того, средства, полученные от злоупотреблений в государственных закупках, всегда использовались в коррупционных схемах национального масштаба. Миллиарды коррупционных гривен шли на подкуп судей, создания и поддержания карманных политических сил, лоббирование интересов олигархов в государственных предприятиях, что обеспечивало возможность воровать миллиарды гривен на государственных тендерах, и так по кругу. За все эти годы сфера госзакупок превратилась в синоним коррупции, став важным звеном в цепочке глобальной системы злоупотреблений. Переводя закупки в публичную плоскость, мы разрываем эту цепь.

Итак, закон о публичных закупках принят. Что дальше?

Во-первых, готовится пакет подзаконных актов, необходимых для перевода всех закупок в электронную форму. Эти документы будут регламентировать требования к площадкам, четко определять все процессы и тому подобное.

Во-вторых, с утроенными усилиями будем готовить систему к развертыванию. Сейчас в ProZorro 2,3 тыс. организаторов торгов (государственных закупщиков), всего же их в Украине более 25 тыс. Система должна быть способна поддерживать все тендеры в стране, работать 24/7 без единого сбоя. Это тяжелая техническая работа, которую мало заметно извне, но которая имеет ключевое значение для полного перехода на электронные закупки.

И, в-третьих, продолжится обучение заказчиков. Речь идет о пользовании системой.

С другой стороны, мы проводим встречи с бизнесом, убеждая присоединяться к ProZorro. Ломать недоверие к государству трудно, но необходимо. От этого зависит успех реформы, ведь самая лучшая система ничего не изменит, если ею не будет пользоваться бизнес.

Реформа госзакупок очень похожа на стартап. Сначала она прошла волонтерскую стадию, когда активисты рассматривали различные варианты реализации электронной системы, потом была стадия пилота, которая прошла более чем успешно. Теперь мы готовы к введению ProZorro в промышленную эксплуатацию, чтобы эффект от ее использования был максимальным. Продолжая аналогию со стартапом, мы двигаемся четко по определенным дедлайнам, а значит, цель реформы будет достигнута. Реформа продолжается.

Больше мнений здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.