11 декабря 2017, понедельник

Как Украине привлечь инвестиции

комментировать
Сейчас стране сложно отвечать на вопрос потенциального инвестора: «Почему мы?». У нас война, прошла девальвация, относительно маленький рынок и так далее

Эксперты и аналитики часто критикуют: мол, зачем обманываете людей? Doing Business – это не панацея. Не придут к нам инвесторы сразу, как мы поднимемся в рейтинге на пять пунктов. Вон в Китай вообще в рейтинге прошлого года на 78 позиции был, а размер FDI вырос на $118 млрд за один год. Фикция этот ваш рейтинг. Фикция и профанация.

Хочу наконец открыть всем секрет Полишинеля: проклятые чиновники думают не так однобоко. Многим бюрократам, работающим над улучшением инвестиционного климата известно, что компании инвестируют в страны, где бизнес делается намного сложнее, чем в Украине. Сложнее, но прибыльнее. Например, производители потребительских товаров размещают свои мощности в  Индии, хотя бы потому, что население Индии ежегодно увеличивается на треть населения Украины. Их рынок растет, а рынок Украины не может рассчитывать на такой колоссальный рост потребления.

Конечно, никто не питает иллюзий, что инвестиции потекут рекой, когда Украина войдет в топ-50 какого-либо рейтинга. В то же время я уверен, что любой мировой рейтинг – это хороший рекламный инструмент. Статья в Financial Times о том, что Украина растет в рейтинге Doing Business быстрее, чем все постсоветские страны заставит обратить на нас внимание инвестора, который никогда даже не слышал о такой стране. Более того, существует множество высокозатратных производств – для них важна легкость и дешевизна процедур (в том числе, низкие налоги).

Любой мировой рейтинг – это хороший рекламный инструмент

Украине сложно отвечать на вопрос потенциального инвестора: «Почему мы?». У нас война, прошла девальвация, относительно маленький рынок и так далее. Рост в рейтинге Doing Business – одна из положительных новостей.

Более того, критерии Мирового банка – это в первую очередь проверенные эффективные решения проблем, с которыми сталкивались другие страны. Мы можем и должны работать над точечными изменениями, которых требует рейтинг для того, чтобы улучшить жизнь наших инвесторов. Для этого был разработан пакет законопроектов #6540-6543.

На первый взгляд – сборная солянка из технических решений. Так, например, предлагается разрешить инвестору не ждать присвоения почтового адреса месту будущего завода, а указывать в документах кадастровый номер и координаты GPS. Казалось бы, ерунда. Зачем менять такую пустяковую норму? На деле же: представьте, сколько коррупционных денег можно высосать из условной IKEA под страхом затягивания строительства.

Предлагаются изменить и другие очевидно неэффективные и коррупционные нормы. Например, отменить паевое участие в инфраструктуре города. Сейчас, Украина занимает 140 (!) место в рейтинге по этому критерию. Почему? Потому что по факту это налог на инвестицию. В коридоре от 0 до 10% стоимости строительства или реконструкции, она составила всего 1,35 млрд грн в 2016 году. Половину из этих миллиардов дал Киев. Почему же остальные города получили так мало от застройщиков? Мало строят? Возможно. Но скорее всего эти деньги просто оседают в карманах чиновников. Кроме того, Минрегион проводило анализ: ни одна гривна из уплаченных взносов паевого участия не была потрачена на строительство садиков, школ или больниц.

Наконец, проект закона предусматривает упрощение доступа к кредитам. Сейчас банки, даже когда имеют достаточно денег, очень часто отказывают бизнесу в их предоставлении. У предприятия А нет кредитной истории, предприятие Б аффилировано с влиятельным политиком (что значительно усложняет процедуру взыскания в случае чего). Наконец, у предприятия В прибыль не позволяет ему покрывать проценты по кредиту, обеспеченному ипотекой. В результате все три предприятия остаются без кредитных средств, не могут развиваться, создавать рабочие места и создавать добавочною стоимость. Кто от этого выигрывает? Решение есть. Банк может использовать надежную гарантию обеспечения обязательств – механизм доверительной собственности. В таком случае, имущество должника автоматически (в отличие от залога) становится собственностью банка в случае невыплаты кредита. При этом до обретения полного права собственности банк никак не может распоряжаться этим имуществом.

Дерегуляция – одна из тех реформ, где нужно бежать, чтобы оставаться на месте. Конкуренты не спят. Беларусь уже на 38 месте в рейтинге Doing Business. То есть, учитывая схожесть рынков, инвестировать в Беларусь в два раза привлекательнее. Тем временем, в Киеве законопроект №6540 уже год согласовывается органами и лежит в стенах Верховной Рады, как и многие другие хорошие инициативы. Что с этим делать? Вопрос риторический.

Новое Время приглашает на лекции наших известных колумнистовДиалоги о будущем. Подробная программа здесь

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу  Мнения Нового Времени

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.