8 декабря 2016, четверг

В чем секрет успеха Кремниевой долины

комментировать
Почему у технопарка до сих пор не появилось насколько же успешного аналога

За последние два года, после создания своего стартапа в Украине, я много времени провел в Кремниевой долине. Мне, как человеку, любящему инновации, всегда было интересно, в чем секрет этого рынка. Поэтому я и решил написать колонку об устройстве Кремниевой долины через призму собственного видения.

Для того, чтобы понять, в чем уникальность Кремниевой долины и почему до сих пор не получилось создать столь же успешный аналог в других регионах, нужно разобраться, как она устроена. Работает это приблизительно так: инноваторы-предприниматели находят проблему на рынке и тестируют инновационные решения, создавая продукт своего стартапа. Клиенты-любители новинок с радостью используют или покупают новый продукт, изменяя свои привычки и отказываясь от старого решения. «Бизнес-ангелы» инвестируют собственные сбережения, стартап превращается в бизнес, после чего венчурные фонды вкладывают большие деньги, превращая малый бизнес в средний или большой. В штат нанимаются лучшие специалисты со всего мира, компания стремительно растет, после чего продается большой корпорации или выходит на IPO.

В моей картине мира бизнесы и рынки строят люди в первую очередь, а деньги - во вторую, поэтому я описываю этот процесс именно таким образом.

Почему именно в Кремниевую долину поехали инноваторы и технари? Ответ прост: здесь было много кремния, который используется в микросхемах. Почему до сих пор сюда едут? Это самое удачное место для поиска первых клиентов-любителей новинок, лучших мировых IT-специалистов и инвесторов.

В Сан-Франциско маленькие компании, со штатом меньше чем 10 человек, составляют 85% предприятий в городе. Именно от них в городскую казну поступает большая часть доходов. Частично это связанно с регуляциями. Например, благодаря Комиссии малого бизнеса были введены ограничения на районы, в которых можно строить супермаркеты. Типичный житель Сан Франциско - это сотрудник или владелец малого бизнеса, который любит уникальность, новинки и хенд-мейд магазины. Начиная с 60-х в Сан Франциско появились движения хипстеров, рокеров, панков, геев, гиков, стартаперов (в городе даже есть фестиваль “How weird street fest”). Эти люди и становятся первыми клиентами стартапов, не опасаясь того, что первый блин будет комом. Среди местных часто можно услышать: “Я был пользователем Facebook еще когда регистрация была закрыта” или “у меня был самый первый компьютер Apple” - люди гордятся этим. Вот предприниматели-инноваторы и едут поближе к своим клиентам - общаться с ними, получать обратную связь на ранней стадии.

В США инвестируют в стартапы почти все

Привлечь первые (посевные) инвестиции так же сложно, как и найти первых клиентов. Только в отличие от клиентов, которые меняют привычки, бизнес-ангелы отдают собственные сбережения. Кто эти люди и зачем они это делают?

В США инвестируют в стартапы почти все. И не только в стартапы: в капиталистической Америке нет государственных пенсионных фондов, а депозитные ставки близки к нулю (отрицательные с учетом инфляции), поэтому люди постоянно инвестируют: в частные пенсионные фонды, недвижимость, акции, стартапы. И все же, самые активные ангел-инвесторы - это люди из IT-отрасли и те, кто своими глазами видели, как, например, идея Джобса превратилась в самую дорогостоящую компанию мира.

Еще 160 лет назад, во времена “золотой лихорадки”, в Калифорнии процветала коррупция и бандитизм, пока местные жители не устроили “самосуд”. Часть людей повесили, часть изгнали, поменяли власть. После чего люди могли оставлять добытое золото даже у дороги, не боясь кражи. Законопослушность и честность здесь сохранились и по сей день. Поэтому бизнес-ангелы относительно легко инвестируют в идеи малознакомых людей (часто еще и иностранцев, еще и онлайн), не опасаясь обмана или вывода средств из бизнеса. Активные «ангелы» знакомят основателей с венчурными фондами, делая им интродакшны (это еще один из секретов Кремниевой долины). Кроме «ангелов», на ранней стадии инвестируют бизнес-инкубаторы, который помогают в развитии и знакомят со следующими инвесторами.

На определенной стадии основной работой основателя становится фандрейзинг - привлечение капитала от венчурных фондов. В среднем на привлечение одного раунда уходит полгода кропотливой ежедневной работы. Кроме того, что в Долине большое кол-во фондов, сюда еще и постоянно приезжают иностранные венчурные фонды. Венчурный фонд - это институционная инвесткомпания, портфель которой состоит из высокорисковых высокоприбыльных акций технологичных компаний. Довольно большой процент этих средств поступает от университетов, пенсионных фондов и частных инвесторов. Кроме этого, почти у каждой корпорации в США есть собственный венчурный фонд, который инвестирует в стартапы. Такие фонды не могут позволить себе инвестиции с низким или средним уровнем риска. Вместо 3-5x ROI в течение 3-х лет цель фонда - 10x+ ROI за 7-10 лет путем продажи стартапа корпорации или выхода на IPO. Такая прибыльность, к примеру, возможна при инвестировании в компанию, где высок прирост выручки (или количества пользователей) на одного нового сотрудника с помощью использования разных IT-алгоритмов и онлайн каналов маркетинга. Например, когда продавался Instagram, в нем работало 13 человек, WhatsUp - 55 человек, Youtube - 65 человек.

Такой рост возможен при привлечении правильных людей в команду и отсутствии “тормозов” в виде строительства производства и регуляций. В постиндустриальную эпоху непрофессионалы гоняются за капиталом, а капитал гоняется по миру за дефицитными профессионалами, к примеру, такими как Growth-хакеры – IT-специалисты с навыками программирования и фокусом только на рост. Таких сотрудников часто уговаривают сами инвесторы. Сотрудникам IT-компаний, помимо высоких зарплат, предоставляется множество бонусов: массажи, обеды, трансферы, пиво, услуги няни, барбекю-зоны и парки на территории, бассейны, волейбольные площадки.

Корпорации довольно часто покупают стартапы именно из-за сотрудников, приобретая опыт в определенной узкой нише или уникальную технологию. В постиндустриальную эпоху важно быть быстрым и уникальным - все происходит на высоких скоростях, рынок растет довольно быстро, конкуренции много, вход на рынок довольно легкий, поэтому игроки рынка экономят время, а не деньги, покупая мелкие компании, переманивая уникальных работников, расходуя много денег на маркетинг, зарплаты и прочие плюшки.

Как бы сладко это все не звучало, создание стартапа - очень тяжелый труд: всю команду тянут основатели. В Кремниевой долине инвесторы дают относительно высокую оценку на ранней стадии или на стадии идеи, и основатели компании часто становятся миллионерами по оценке своих акций еще на этой стадии. Это настраивает их мозг на победу, они готовы преодолеть все сложности, работать вдвое больше среднестатистических людей, чувство страха у них притупляется; они любят свою идею и готовы воплотить ее в жизнь во что бы то ни стало.

Всем сотрудникам на ранней стадии, помимо зарплаты, выделяются опционы. Венчурным инвесторам намного дешевле инвестировать в таких людей, чем построить свой стартап. Впоследствии 8-9 из 10 закрываются, а 1-2 приносят сверхприбыль, поглощаясь корпорациями или выходя на IPO, таким образом показывая высокую прибыльность всего портфеля инвестора. Благодаря расходованию более 50% чистой прибыли в R&D и только 5-10% в производство и материалы, корпорации внедряют инновации и выпускают новые продукты, стоимость их акций и влияние на мировую экономику растут.

ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Ярослав Мудрый   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.