6 декабря 2016, вторник

Украина – автобус, который движется к пропасти

комментировать
Нужно начать думать, как притормозить, оценить ущерб и озадачиться поиском станции, а заодно и специалистов. Не хочется, чтобы Украина стала для нас братской могилой без крестов и табличек

Своим незамысловатым простым умом и образным восприятием окружающего мира пытаюсь понять, что мне долгие годы напоминает Украина. Не как cтрана, которую я искренне и бескорыстно люблю. А как государство, которое я 23,5 года (282 месяца, 2,5 миллиона часов) презираю и не понимаю такого отношения к себе и своим согражданам, которое привело к недовольству, бунтам, казнокрадам, Майданам, войне и гибели многих светлых людей. Не только на войне сейчас, но и за все время независимости, когда волею руководителей от Украины нигде ничего не зависело от бытовой неустроенности, несовершенства системы, начиная с медицины, и до бардака, начиная с дорог, -  пишет волонтер и общественный деятель Алексей Мочанов в своем Facebook

Осенило. Украина - автобус. Сейчас – продвинутый, насколько это возможно в наших экономических условиях, Богдан. До этого был совковый гулкий ПАЗик.

Мы все - пассажиры автобуса. Сначала нам достался экипаж (водила и кондуктор с механиками автопарка) по наследству от ПАЗика.

Поскольку мы никогда ничего круче Икаруса не видели и не пробовали, ПАЗик показался тоже ничего. Подшаманим, перекрасим в желто-голубой и поедем, никого не трогая, своей дорогой. Водила с кондуктором представились сведущими людьми, про механиков в парке мы и не задумывались - едет и едет, всё путём.

Вместо поиска профессионального водителя мы начинаем решать, кто из нас, пассажиров, может пообещать остальным, что водит автобус лучше. Или хотя бы водит вообще

Но вот уже пятый по счёту экипаж, меняющийся особо не по нашей пассажирской воле, а в рамках ротации шоферов с кондукторами, оказывается не просто непрофессиональным, а каким-то набором барыг, под медок, шансон и шоколадку доведшим автобус, наше с вами транспортное средство общественного передвижения, до ржавой ручки, до езды без масла и без капремонта с выбитыми окнами и сквозняком, запахом нефти и газа. Автобус, оказывается, был на газу, причем зависим от российских заправок и запчастей из Америки с Европой дорого, в кредит и за наши деньги, которые брались под залог нашего общего багажа и без нашего согласия. Автобус всё время, скрипя подвеской и звеня подсаженным масляной голодухой мотором, требовал обслуживания, ухода, ремонтов. Но его только косметически подкрашивали и пускали нам пыль в глаза о состоянии салона и ходовой то лампочками в кабине, то сединой водилы, то рассказами кондуктора о ценах на краску и ремонт.

Водила - главный и непонятный персонаж. Уже пятый по счёту. Ещё первый, пока трогался с места, несколько раз заглох, а когда тронулся, по ошибке с третьей передачи и подпалив забуксовавшее сцепление, начал чудить. То переключится с рывком и не на ту передачу, то взвоет оборотами и кашлянет, хрустнувшими синхронизаторами в коробке, то затормозит так, что все по салону летят и зависают, как пули в Матрице, то выедет на обгон на встречную, не рассчитав скорости и дистанции до машины на встречной - и потом чудом еле прячется за грузовик. И, несмотря на жизненный урок, в следующий раз лезет обгонять в таких же обстоятельствах, с такими же шансами.

Кондуктор - такой же "проффи, проффесор". Жульничает, мухлюет, обсчитывает, врёт (нагло и результативно), не даёт чек, работает себе и водиле на карман, считает себя самым умным и думает, что ему все должны. Что делаем мы? Вместо того, чтобы попросить остановиться и ссадить недалёких, нечестных и непрофессиональных, мы, даже заехав все вместе с автобусом в парк на техобслуживаение и лёгкий ремонт, и убедившись, что в механиках и работниках парка "похоронный набор - друзья и родственники", не бьем тревогу. Потому что по автопарку развешаны плакаты с подретушированными водителем, кондуктором и механизацией да с бравыми текстами, что это бригада капиталистического (в прошлом - коммунистического) труда, что знают, куда ехать по кратчайшей и как – по новому маршруту. К старой цели, конечной остановке под названием "Поле чудес в Стране Дураков", где можно закопать пару гривен, подождать и увидеть, как на деревьях распускаются шмотки. 

И девчонки. Как рядом сидит сказочный персонаж, Буратино, и ждёт урожая для папы Карло, обнимая Мальвину и держа Артемона за короткий поводок, а Пьеро - за дурака.

Мы почему-то не пытаемся даже поменять водителя на нормального, реального профессионала вместо предыдущих проффесоров-шоферов из одной компании, живущей по принципам кумовства и круговой поруки, не пускающей в свой порочный круг посторонних с реальным образованием, опытом и стажем. Вместо того, чтобы искать профи, проверять у него права с наличием не купленной категории, на которую он реально учился и сдавал экзамены не за деньги, посмотреть трудовую книжку, отзывы с предыдущих мест работы, изучить биографию и медкомиссию, исключающую такие распространенные среди рулевых болезни, как геморрой, самомнение, завышенная самооценка, апломб и мания величия, глухота и слепота, частичная немота, когда речь идёт о маршруте и объявлении остановок, и недержание речи, когда никому, кроме водилы, не нужно поговорить ни о чём вместо того, чтобы следить за дорогой.

Вместо поиска профессионального водителя мы начинаем решать, кто из нас, пассажиров, может пообещать остальным, что водит автобус лучше.  Или просто хотя бы водит вообще. И снова верим на слово голословным заявлениям, ведёмся на фэйки, пускаем за руль кого угодно, а в окне проплывают владения предыдущих экипажей нашего Богданика-Титаника, у которых заборы длиной больше, чем наш пробег, а высотой - чем наш полёт мысли.

При этом мы вместо того, чтобы посадить за руль грамотного водилу, обычного человека, в задачу которого не входит строить из себя Шумахера, Джеймса Бонда или Деда Мазая, везущего нас всех, да ещё и Герасима с Муму на свежий воздух, к озеру, в пригород - рассуждаем, кто из пассажиров на каком языке будет общаться друг с другом и с водителем, на каком языке объявлять остановки, где у автобуса восточные окна, где западные, какими путями мы можем добраться к цели (при этом географию местности и карту дорог не знает никто из нас) и кто из самых старых водил этого автопарка первой половины прошлого века сделал больше для правой и левой половины пассажиров. Которые задумались о существовании друг друга, целях и смыслах только сейчас. И готовы к драке. Точнее - уже дерутся и топчут друг другу ноги.

И те, кто стоит - ненавидят тех, кто сидит. А те, кто сидит - презирают тех, кто стоит. Кто-то надеется на российскую замену нашего буса, кто-то на западную, потому что большинство и тех, и других привыкли к тому, что состояние дороги - обнять и плакать над этими выбоинами, привыкли к спёртому воздуху и к тому, что газ - травит, привыкли ничего не делать в поездке, хамить водиле, друг другу и пассажирам других автобусов в потоке, едущим по своим, а не нашим делам и по своим, а не нашим дорогам, посылать ментов на остановках, часто вынужденных и спровоцированных нами же и нашим чудо-горе-водилой, угрожать друг другу и водиле, что "назло кондуктору пойду пешком", при этом спешиваться не собираясь. И надеясь, что спешатся другие, а у нас появится свободное место, куда можно вытянуть ноги, а не предложить бабушке или девчонке - присесть, и помочь с багажом, не рассчитывая даже на спасибо.

Может, сгущаю краски. Или наоборот, не договариваю.

Пишу, как увидел, как показалось. Или как есть?

Сейчас без тормозов, скрипя и брызгая жидкостями из порванных шлангов, наш автобус летит вниз с горы и уже почти доехал до края пропасти, за которым - полёт. Над гнездом кукушки. И кукушка подозрительно не кукует, не отмеряет годы нам своим международно-валютным ку-ку и таможенным союзом с другими кукушками, хорошо известными нам по сиротскому дому, в котором выросли многие из нас, а за неимением другой философии - и детей своих хоть и одеваем в натуральную базарную дульчу-габуну-маде-ин-чайник, воспитываем так же. Как умеем и понимаем сами. Так, как не нужно. 

Если мы хотим, чтобы они, дети, чуть подросли, забрали из наших неумелых амбициозных рук автобус и сделали ему реальную капиталку, а не на бумаге для отчёта тем, кто много лет ждёт, когда мы остановимся и начнём не только красить своё средство передвижения во времени и пространстве.

Может, хотя бы просто начать думать, как притормозить, оценить ущерб и озадачиться поиском станции, а заодно и своих специалистов. Потому что нам не пересесть в другие автобусы. Там все места заняты. И слава Богу.

Потому что наш достался нам в наследство и перед предками - неудобно. Может, если не можем сами - хотя бы заставим водилу с кондуктором не тырить мелочь по карманам и топливо себе по канистрам. Да и водиле объяснить элементарные правила поведения на дороге. 

Иначе - полёт в пропасть с разгона и без тормозов.

А очень не хочется, чтобы Украина всем нам стала братской могилой. Без крестов и табличек, где все равны.

Важно успокоиться, перестать брызгать друг в друга слюной и вспоминать старое. А искать общий язык и точки соприкосновения. Пока они ещё остались, хотя бы теоретически.

Быть добру. И профессиональным водителям!

Текст публикуется с разрешения автора.

Оригинал

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.