5 декабря 2016, понедельник

Честная собственность. Пришло время приватизации

комментировать
Госпредприятия — угроза для конкуренции
Artemka via Wikipedia

Госпредприятия — угроза для конкуренции

Только масштабная и быстрая приватизация государственных компаний поможет преодолеть коррупцию

Cуществует прямая зависимость между долей госсобственности в экономике и уровнем коррупции. Поэтому одним из наиболее эффективных методов борьбы со взяточничеством и злоупотреблениями является прозрачная приватизация, проведенная вместе с реформами, усиливающими защиту прав собственности и честную конкуренцию.

Госсобственность в секторах, где присутствует конкуренция, а также работают как государственные, так и частные компании, провоцирует политическое вмешательство. Именно поэтому государственные предприятия обычно либо менее, либо более защищены по сравнению с частными.

Отсутствие реального собственника в госкомпаниях повышает риск взяточничества, присвоения имущества, распродажу активов по заниженным ценам и т. д. Плохо управляемые и убыточные государственные предприятия имеют огромное количество активов, которые могли бы использоваться более эффективно в результате приватизации или ликвидации этих компаний.

Госпредприятия — угроза для конкуренции. Между частными и государственными компаниями не бывает свободной и честной конкуренции в силу различий в интересах, а также неизбежного политического вмешательства. Например, плохо управляемая и убыточная частная компания не смогла бы просуществовать столько же, сколько существуют аналогичные государственные предприятия. Ради помощи большим госкомпаниям власть часто принимает протекционистские и искажающие рынок решения.

Миноритарные пакеты акций госкомпаний можно предложить гражданам Украины бесплатно в виде ваучеров

При этом эффективное государство не может управлять бизнесом. Оно должно стремиться не только к постоянному сокращению расходов, но и к уменьшению доли госсобственности в экономике. Правительство может владеть активами только в тех секторах экономики, где это необходимо для выполнения его функций — обеспечения соблюдения “правил игры”, предоставления государственных услуг, защиты конкуренции и осуществления государственных расходов. Ролью государства не является ведение бизнеса и управление компаниями, по крайней мере, не в тех секторах экономики, где возможна конкуренция.

Чтобы ускорить приватизацию, нужно сформировать четыре списка предприятий:

  1. Компании, которые не будут приватизироваться, с четкими объяснениями причин — естественные монополии, важные для национальной безопасности и т. п. Чтобы предприятие попало в этот список, должны быть очень серьезные основания.
  2. Компании, которые должны быть реструктуризированы перед продажей или для приватизации которых необходимо решить ряд проблем (крупные интегрированные энергетические компании, железная дорога и т. д.).
  3. Важные и крупные компании, для которых необходимо найти серьезных стратегических инвесторов.
  4. Остальные госпредприятия.

Для второй группы процесс реструктуризации компаний (или решение проблем, препятствующих приватизации) нужно начать незамедлительно. Первый шаг — нанять международных консультантов для запуска и координации этого процесса. Для этого необходимо объявить тендер по их найму. Международные советники по продаже компаний нужны и в случае с третьей группой предприятий.

Для компаний из четвертого списка должен быть начат масштабный процесс продажи с помощью публичных аукционов, где единственным критерием становится цена. Информацию о списке, датах и местах аукционов стоит сделать максимально доступной: это увеличит спрос.

Компании нужно продать со всеми долгами, обнародованными в обязательном порядке до проведения аукциона. Те компании, которые никого не заинтересуют, должны быть ликвидированы, а их активы — проданы на публичных торгах. Деньги, вырученные в результате торгов, смогут частично покрыть существующие обязательства компаний.

Открытые и прозрачные международные конкурсы по продаже предприятий из списков 2 и 3 помогут найти для них серьезных стратегических инвесторов. Это не допустит продажу компаний исключительно украинским бизнес-группам.

Стратегические инвесторы должны получить право управлять компанией, поэтому им необходимо отдать по крайней мер 50 % акций. После того как компании перейдут под управление стратегических инвесторов, можно предложить миноритарные пакеты акций (скажем, 49 %) гражданам Украины бесплатно в виде ваучеров. Технология этого процесса уже отработана, но при этом такая последовательность приватизации (сначала конкурс, потом — ваучеры) не несет рисков, характерных для ваучерной приватизации 90‑х — например, отсутствие реального владельца.

Колонка опубликована журнале Новое время от 17 июля 2015 года

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.