5 декабря 2016, понедельник

Карты в руки

комментировать
У украинских городов появился шанс ввести электронный билет — пластиковую карточку, с помощью которой можно не только оплатить проезд в любом виде транспорта, но и получать скидки

На прошлой неделе мэры 11 городов передали министру инфраструктуры обращение с просьбой поддержать создание законодательных рамок для внедрения электронного билета. Как один “электронный вопрос” смог объединить управленцев и больших, и маленьких городов?

В цивилизованных странах этим инструментом пользуются давно. Речь идет о пластиковой карте, с помощью которой можно оплатить проезд во всех видах общественного транспорта — от метро до маршруток. Вы наверняка видели такие в Европе: заходишь в автобус, прикладываешь карту к специальному устройству у двери, которое считывает деньги за проезд или дает возможность пройти бесплатно в зависимости от количества применений.

Самый известный электронный билет в мире Oyster Card запустили в Лондоне еще в 2003 году. Бесконтактный пластик открывает доступ ко всем видам городского транспорта, включая речные пароходы. С его помощью можно оплатить любые поездки, предварительно положив деньги на карту в пунктах продажи билетов, через банкоматы или интернет. И Лондон — не исключение. Такие “билеты” существуют во многих городах Европы, Азии и США. В Гонконге систему Octopus внедрили в далеком 1997‑м. Такая карта работает не только как платежная (с ее помощью можно расплатиться также в такси или за парковку), но и в качестве системы доступа в школы. Другими словами, карта делает доступными различные услуги города. В столице Финляндии благодаря Helsinki Card можно получить скидку во многих ресторанах.

В Сеуле — городе, который считается одним из мировых лидеров электронного правительства, — транспортную реформу провели именно на базе электронного билета T-money.

Самый известный электронный билет в мире Oyster Card запустили в Лондоне еще в 2003 году

Что же мотивировало мэров украинских городов объединить усилия для создания полноценного электронного билета в Украине?

Во-первых, значительная часть платежей в сфере перевозок сегодня в тени. По словам министра инфраструктуры Владимира Омеляна, речь идет о 20 % оплаты за проезд. Примерно такой же процент дает анализ ЕБРР по неоплате. Минимизация “зайцев” и теневой экономики позволила бы городам не только получить дополнительные поступления в бюджет, но и контролировать денежные потоки. Даже если учесть, что создание системы и оборудование всех видов транспорта требует инвестиций, срок окупаемости при разных решениях — от 4 до 7 лет. Например, во Львове, по оценкам ЕБРР, это обошлось бы в € 10 млн. Кстати, сам ЕБРР готов профинансировать такой проект.

Во-вторых, внедрение электронного билета предоставит долгожданную статистику. На сегодняшний день ни об одном из украинских городов нельзя сказать, положа руку на сердце, что там есть полноценная и актуальная информация для того, например, чтобы оптимально планировать маршруты транспорта и компенсировать затраты на перевозки, в том числе частникам за льготников. Без так называемых больших данных, или big data, сложно оптимизировать старые маршруты, особенно если нужно сделать это оперативно.

Этот пункт хотелось бы подкрепить словами одного из самых эффективных управленцев в мире, бывшего мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга: “Не можешь измерять — не можешь управлять”.

Ну и, в‑третьих, конечно, электронный билет — это удобство для горожан, когда во всех видах транспорта можно заплатить пластиком, а не передавать деньги или искать мелочь. А если пойти еще дальше, используя мировой опыт, благодаря карте можно получать скидки при покупке билета на более длительный срок или с большим количеством поездок. В качестве примера — год назад во Львове была создана карточка жителя города, объединившая все городские услуги. В одной карте: банковские услуги Ощадбанка, транспортное приложение, электронная цифровая подпись, BankID для доступа к электронным услугам и визуальная идентификация с фотографией и уровнем льгот.

Однако есть одно “но”: несмотря на желание городов внедрить электронные билеты, украинское законодательство ограничивает их возможности. Единственный полноценный электронный билет может работать сейчас только в метро. Надеюсь, что благодаря прогрессивности инициативы, уже через несколько лет мы будем не внедрять пластик, а удивляться, как же мы так долго без него жили.

Колонка опубликована в журнале «Новое Время» за 14 октября 2016 года. Републикация полной версии текста запрещена

Больше мнений здесь

 

ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Яника Мерило   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.