30 марта 2017, четверг

Украинскую ГТС изолируют от российских компаний

комментировать
Правительство планирует запретить аренду украинской ГТС российскими предприятиями. Такая возможность будет только у резидентов ЕС и США

Генеральная идея законопроекта о передаче государственной ГТС в аренду американским и европейским предприятиям – откровенно антироссийская. Этого даже никто не скрывает. Зачем это делает Яценюк: правительство рассчитывает не пустить Российскую Федерацию в наши газовые дела. А именно - создать законодательный запрет на вхождение российских предприятий в газотранспортную систему и хранилища.

Кроме того, принятие законопроекта воспрепятствует входить в нашу ГТС не только России. Сейчас многие говорят о том, что Туркменистан будет одним из поставщиков газа в Украину. Так вот, если туркменская компания захочет войти в совместное предприятие, которое предлагает создать Кабинет министров, ей это не удастся. Будет существовать четкий запрет: нерезиденты Европейского союза и США не смогут быть акционерами такого совместного предприятия. 

Что касается того, что мы получим от этого законопроекта, тут все не так просто. Предоставление европейским и американским компаниям права на аренду ГТС не даст Украине прямого пополнения бюджета. Законопроектом пока планируется только создание совместного предприятия- оператора ГТС. Что будет дальше – вопрос. 

Кто мог предположить еще год назад, что Газпром будет отказываться от использования украинских хранилищ?

Ведь в совместное предприятие могут вносить не только денежные средства. Это могут быть гарантии, инвестиции в модернизацию, что угодно. Из этого какие-то деньги могут попасть в бюджет, а могут и не попасть - законопроект этого никоим образом не регламентирует.

Если бы шла речь о приватизации – другое дело. Аудиторская компания Baker&Tilly провела оценку ГТС (без хранилищ). В результате компания оценила украинскую ГТС в $23 млрд. Цифра, конечно, чересчур оптимистичная, да и данные не совсем официальные: оценка проводилась еще при Эдуарде Ставицком и была в некотором роде секретом Полишинеля. 



Сама же цифра в $23 млрд нуждается в дополнительных комментариях. Почему? Потому что железо по такой цене продать невозможно. Стоимость ГТС при приватизации зависит от возможности трубопровода генерировать прибыль. А эта возможность может очень резко меняться: она зависит от объема транзита, от транзитных тарифов – крайне переменчивых факторов. Ведь никто не может предсказать, какими будут объемы транзита в следующем году. 

К примеру, в начале этого года Газпром говорил о готовности закачать 70 млрд кубов (это ниже, чем в прошлом). Но, думаю, мы не дождемся и 70. Кто мог предположить еще год назад, что Газпром будет отказываться от использования украинских хранилищ? Но за последние три месяца ситуация накалилась до такого предела, что это безумие стало для украинской ГТС угрожающей реальностью. 



Возвращаясь к тому, как предложенный Яценюком законопроект может наполнить казну - бюджет получает ренту за транзит газа. Соответственно, чем больше транзита газа, тем больше рента. И это создает проблемы новому проекту. Желающих войти в трубу при отказе Газпрома использовать ее для транзита будет очень мало. Поэтому Нафтогаз придумал обходной путь: разделить СП на доходную и расходную часть: оператора трубы и хранилищ.

Насколько план жизнеспособен и что из этого выйдет, мы сможем понять, когда законопроект будет принят. 

Читайте также

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.