22 июля 2017, суббота

Они памятник себе

комментировать
Официозная украинская скульптура прямолинейна и буквальна

Официозная украинская скульптура прямолинейна и буквальна

Переосмысливая трагические и героические события своей истории, Украина продолжает цепляться за устаревший набор символов: свечи, рушники, крылья, ангелов и калину

На набережной Дуная перед будапештским парламентом не слышно громких разговоров. Большинство людей молчат или переговариваются полушепотом. Многие плачут. Здесь находится один из самых сильных памятников мира — мемориал в память о жертвах холокоста. Издалека его не видно, никакая трагическая фигура из бронзы не распростерла руки над окрестностями. Просто вдоль пирса тут и там разбросаны 60 пар чугунной обуви. 70 лет назад именно в этом месте венгерские нацисты расстреливали евреев. Они ушли в никуда, и единственное, что от них осталось,— это туфли и ботинки, в беспорядке разбросанные по набережной. Невероятное по своей пронзительности художественное высказывание.

Не так давно в Киеве появился новый монумент. Перед зданием Службы безопасности Украины в самом центре города помпезно открыли скульптурную композицию в честь воинов антитеррористической операции. Монумент героям АТО представляет собой казака на коне, который копьем тычет в пасть вражескому дракону в имперской короне. Располагается весь этот поединок на символической карте Украины.

В нашей стране уже полтора года гибнут люди, сражающиеся за свободу родины. Поставить им памятник — совершенно логичное и правильное решение, хотя, возможно, и не своевременное — в таких случаях время на осмысление лишним не бывает. Но почему же все, на что может сподобиться официозная скульптура,— это избитый до невозможности сюжет с всадником и драконом? Который, к слову, напоминает герб Москвы, где тоже есть конь, наездник, копье и вражеский змий.

Монумент героям АТО представляет собой казака на коне

Иногда складывается впечатление, что в Украине есть специальный орган власти, работа которого — отсекать все свежие идеи в художественной сфере. Официозная украинская скульптура прямолинейна и буквальна, ее целевая аудитория — ученик начальной школы. Художественная власть не в курсе, что искусство давно шагнуло вперед.

Кажется, у художников, которых ценят на государственном уровне, есть высеченный в мраморе перечень обязательных символов. Например, если речь идет о защите родины, то в художественном высказывании обязательно должен присутствовать казак, древнерусский воин или еще какой‑либо профессиональный военный.

Если событие или явление, которое нужно увековечить, невеселое, то в композиции непременно объявится черный цвет, калина, свеча, упавший рушник, увядший цветок, ангел или крест. Когда слезу хочется выжать особенно сильно, эти сакральные элементы можно и совмещать, как это сделали, например, в Мемориале памяти жертв голодомора в Украине, где действительно есть и ангел, и свеча, и крест. Мемориал, правда, никого особенно не впечатляет, ну и что? Пункты из должностной инструкции про необходимый уровень трагизма исполнены, значит — все в порядке.

Одно из самых страшных событий в истории человечества случилось 11 сентября 2001 года. Всемирный торговый центр обрушился после удара самолетов, захваченных исламистами, и 3.000 ни в чем не повинных человек погибли. Спустя десять лет (к слову о времени на осмысление) на этом месте появился мемориал: два утопленных в землю бассейна с водой, по периметру которых высечены имена погибших. Ни трагических ангелов, ни свечей, ни увядших цветов. Но ком в горле возникает исправно.

Искусство давно ушло от понятия “красиво — некрасиво”. Художнику не нужно хорошо рисовать, скульптор не обязан изображать трагизм буквально. В потрясающем берлинском монументе о холокосте с огромной площадью из 2.700 бетонных плит разного размера нет ни одного символа, хоть как‑то коррелирующего с трагическими событиями прошлого или хотя бы несущего любую грустную коннотацию. Берлинский же памятник сожженным книгам не пахнет гарью и вообще не виден над землей — это пустые полки под ногами. Однако все это работает и как художественное высказывание, и как важное напоминание о трагическом прошлом.

Более того, косность художественных воззрений властей влияет и на самих художников. В конкурсе мемориала героям Небесной сотни были и казаки с тризубами, и ангелы, и крылья, и свечи — и все это в самых разных сочетаниях. Победил в итоге небесспорный, но хотя бы оригинальный проект итальянцев с вкраплениями легированной стали в брусчатку и символизирующими возрождение красными кленами.

Похоже, что действительно сильное и актуальное художественное высказывание возможно в Украине только тогда, когда за проектом следит не только власть, но и гражданское общество. То самое общество, которое, вполне возможно, когда‑нибудь поставит скульптурную композицию, чтобы увековечить нынешний период деятельности арт-директоров страны. Со свечами и увядшими цветами.

Колонка опубликована в журнале Новое время за 30 октября 2015 года. Републикация полной версии текста запрещена

Больше мнений здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.