4 декабря 2016, воскресенье

Минкульт, привет

комментировать
В Украине развитие культуры обычно ассоциируется с круглыми столами и конкурсами на самую большую вышиванку. Поэтому и дела у культуры не очень. Но все можно изменить

Как‑то я побывал на кинопоказе британского спектакля Аудиенция. Авторы остроумно фантазируют о встречах королевы Елизаветы II с премьер-министрами Великобритании, которым повезло заполучить портфель в ее правление. Уинстон Черчилль ворчит. Тони Блэр занудствует. Гарольд Вильсон шутит. У Тэтчер, как обычно, плохое настроение, и венценосная страшно нервничает.

Авторы умудряются пройти по удивительно тонкой грани: ты одновременно потрясен дыханием истории и имперским величием происходящего, но при этом видишь, что королева — обычный живой человек, который вовсю шутит о себе, монархии и всей этой довольно‑таки великой Британии: “Я — почтовая марка, у которой есть пульс”.

В тот же день после спектакля я успел еще на одно британское событие — концерт хип-хоп-команды YoungFathers. Эти шотландцы рубают альтернативный хип-хоп, собирают по миру престижные премии и вообще заслуженно считаются новыми большими звездами Великобритании. Что интересно, с первых минут со сцены они емко сформулировали: “Fuckthequeen!”

Видел, британцы клевую штуку сделали, можно самому вроде как спектакль поставить?

Оба мероприятия организовал Британский совет — официальный посол культуры этой страны в мире. По сути, Минкульт на гастролях. После концерта арт-менеджер Катя Тейлор, знающая толк и в культуре, и в Великобритании, подытожила: “Если Британский совет за один вечер организовывает два таких разных мероприятия, то это очень, очень, очень хорошая культура и очень, очень, очень хороший посол культуры”. Просто, по ее словам, за рубежом уже неплохо научились двигаться с аудиторией в одном направлении и говорить с ней на понятном языке.

А на днях тот же Британский совет запустил один интересный сервис, при помощи которого любой может продегустировать профессию режиссера на примере пьесы Шекспира. Через удобный интерфейс выбираешь актеров, их манеру игры, стиль декораций и костюмов, музыку — а потом смотришь примерно пятиминутный пробник того, как бы выглядел спектакль в твоей трактовке. Не компьютерную симуляцию, а живых исполнителей в настоящих интерьерах.

Это отличный пример, как культуру можно сделать интересной — даже такой не самый популярный среди широких масс ее вид, как театр. В модном украинском баре довольно проблематично услышать фразу вроде “Там наш Минкульт провел круглый стол по поводу новейших тенденций мирового театра, вообще супер”. Зато вполне реально: “Видел, британцы клевую штуку сделали, можно самому вроде как спектакль поставить? У меня такая хрень смешная вышла, я тебе скину посмотреть”.

Ну а дальше очевидное развитие. Человек, соорудивший “хрень”, заинтересован поискать в интернете, что же это за спектакль такой. Каждый из нас знает, как попадание на одну статью в Википедии может в итоге затянуть тебя в пучину переходов по ссылкам — и вот уже стартовав с остроумного сервиса об одной сцене одного спектакля, ты через несколько часов выныриваешь из статьи онлайн-энциклопедии о быте углекопов Западного Мидленда XVI века.

И это тоже культура. Вот только она не бьет тебя пыльной энциклопедией по голове с воплем: “Получи культурку, невежда!”, а заманивает свежестью мысли и современным подходом.

Недавно один из главных культурных деятелей Украины Влад Троицкий делился мыслями о том, как важно менять образ Украины за рубежом. По его словам, у него бывали удивительные диалоги с украинскими послами о том, что вот, мол, ребята, мы приехали с большим и хорошим концертом / спектаклем / фестивалем, билеты раскуплены, ажиотаж колоссальный — так сделайте же в посольстве какой‑то прием, соберите местную элиту и покажите, наконец, что Украина — не бедный родственник, у которого вечно все плохо. Что у нас есть богатейшая культура, не архаичная, не стыдная, не базирующаяся на советской или постсоветской эстетике. Послы кивали, соглашались: “Ой, как это вы отлично придумали!”, а потом дипломатично отказывались — нет, понимаете, времени, финансирование опять же, извините, давайте в другой раз. То есть, по сути, нет главного — желания.

Некоторые культурные деятели Украины уже осознали, что дальше действовать методами конференций, круглых столов и конкурсов на самую большую вышиванку как‑то не получается, не работает, да и не очень интересно — в XXI‑то веке. Осталось, чтобы это понимание пришло и на государственный уровень. Потому что иначе украинская культура будет интересовать только самих деятелей украинской культуры.

Колонка опубликована в журнале Новое Время за 8 июля 2016 года. Републикация полной версии текста запрещена

Больше мнений здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.