11 декабря 2016, воскресенье

Как изменится рынок труда в Украине после G20

комментировать
При наличии политической воли в нашей стране есть все условия для реформирования сферы трудовых отношений

Возобновление экономики на глобальном и местном уровнях предполагает, в том числе, трансформацию сферы социальных и трудовых отношений. Встреча глав государств G20, которая проходила в г. Ханчжоу, КНР, 4-5 сентября 2016 г., показала, что мировая политическая элита обеспокоена не только вопросами нестабильности Украины.

Очевидно, что чем меньше в Украине концентрируется внимания на социально важных мировых тенденциях, тем больше замедляется реформирование сферы трудовых отношений, что отображается на восстановлении экономики в целом.

Министрами труда и занятости для встречи глав государств G20 в этом году была подготовлена и представлена декларация «Инновации и всеобъемлющий рост: достойная работа, улучшение занятости и адекватные возможности для работы» (Innovation and Inclusive Growth: Decent Work, Enhanced Employability and Adequate Job Opportunities). На официальном сайте G20 указывается, что министры имели глубокую дискуссию касательно вызовов, которые возникают перед рынками труда вследствие глобализации, технологического прогресса и демографических изменений.

Уже невозможно представить, что стабилизация рынка труда в Украине будет достигнута без принятия во внимание мировых технологий и инновационных тенденций. Рынок труда функционирует в условиях спроса и предложений. Инновационный вектор экономического развития приводит к фундаментальным изменениям во многих традиционных видах деятельности, и занятость населения не является исключением. Адаптация к новым тенденциям является критической для работников и работодателей. Приспособление к таким изменениям порождает как возможности, так и вызовы.

Каким образом отобразятся решения, принятые по результату работы G20, на рынке труда в Украине и как с ними согласовывается реформирование сферы трудовых отношений в Украине?

Комплексные реформы в сфере трудовых отношений в Украине не заметны. Разовые акценты на целесообразности разработки новой государственной политики занятости населения не имеют ожидаемого результата. Любые действия и события, связанные с реформированием отрасли, проводятся формально без общественного резонанса и широкого обнародования, в отличие от экономических реформ.

Отсутствие государственной программы занятости сводит на нет любые инициативы о реформировании профильного образования

Реформирование занятости уже проводится в Украине в практической плоскости непосредственно рынком без нормативной основы. Поэтому ожидается, что рынок отреагирует на рекомендации намного быстрее, чем государственный аппарат в Украине. Среди рекомендаций для государств выделю следующие:

1. Улучшение инноваций и предоставление предложений относительно практик высокоэффективной рабочей среды, что ускорит улучшение навыков и повысит квалификацию работников.

2. Усиление сотрудничества между социальными партнёрами и поставщиками образовательных и учебных услуг для разработки стратегий, которые улучшат приспособленность работников к инновационной рабочей среде.

3. Сокращение институциональных преград и ограничений для трудовой мобильности. Поддержка трудовой миграции как на секторальном, так и на государственном и межгосударственном уровне обеспечит заимствование лучшего опыта, а также гибкость занятых лиц.

4. Обеспечение способности специфического сотрудника отвечать запросу работодателя, институциональную и программную адаптацию работника к рынку труда в целом, в том числе благодаря обучению на протяжении всей жизни.

5. Способствование развитию у работников смежных межквалификационных навыков, что будет преимуществом на протяжении всей рабочей жизни, а также активных программ на рынке труда, которые будут отвечать структурным изменениям на рынке.

6. Разработка региональных и промышленных стратегий, которые улучшат способность экономики привлекать новых занятых лиц.

7. Усиление глобального обмена опытом, аналитикой, точками зрения, которые направлены на преодоление вызовов и формирование благоприятной практики повышение квалификации и расширение возможностей для занятости рабочей силы.

Каким образом будут учтены указанные рекомендации в Украине, сложно представить, постольку отсутствует какая-либо программа реформирования сферы трудовых отношений. Например, долгожданный закон о внешней трудовой миграции был принят как выполнение условий для получения безвизового режима. Надлежащим образом регулированная трудовая миграция может принести пользу как экономике Украины, так и благополучию, а также уровню защищённости украинских работников. Но далее констатирования в профильном комитете Верховной Рады неудовлетворительного обеспечения Кабинетом министров Украины условий для выполнения закона дело не пошло. Отсутствие государственной программы занятости сводит на нет любые инициативы о реформировании профильного образования и разработке программ переквалификации и профессионального обучения. Как и привязка таких к потребностям экономики. Кроме этого, особенного внимания требует развитие и поддержка предпринимательства, поскольку на современном этапе развития мировой экономики будущее рабочих мест за динамичными малыми и средними предприятиями, как и за индивидуальной предпринимательской деятельностью.

Изначально кажется, что предложенные стратегические рекомендации министров труда и занятости государств G20 об улучшении возможностей для занятости преждевременны для Украины. Однако при наличии политической воли есть все способствующие условия для реформирования сферы трудовых отношений. В Украине очевидны некоторые сдвиги в реформировании экономической деятельности, что может стать хорошей основой для проведения изменений, которые обеспечат условия развития рынка труда и повысят возможности занятости. 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.