5 декабря 2016, понедельник

Налоговая реформа: революция или маневры власти

комментировать
Административными маневрами экономической свободы и инвестиционной привлекательности не обеспечить

В июне премьер толкнул своих присных и дал указание готовить новый вариант налоговой реформы. И вот официальные лица утверждают, что в конце месяца законопроект будет представлен, хотя, откровенно говоря, верится с трудом. Но проверим.

У либералов из немного припавшего пылью законопроекта, положения которого было решено учесть, взяли в основном некоторое упрощение администрирования. А вот о революционной замене налога на прибыль налогом на выведенный капитал информация очень противоречивая. На большее Минфин вряд ли решится. Говорят, мешает МВФ. Но скорее – собственная инерция.

Грядет ли налоговая революция

Многих бизнес-активистов вдохновляет пример Эстонии, где при инвестировании прибыли ставка налогообложения составляет 0%. Если же собственники распределят прибыль, налог взимается по ставке 26%. У нас предлагают тот же подход – налог на выведенный капитал (capital tax), но ставка 20%. Только вот, кроме дивидендов у нас под такой налог подпадут выплаты нерезидентам – связанным лицам (но кто показывает связанность?) процентов, комиссий, по договорам найма, кредитам и пр., кроме того – роялти, задолженность за поставленные товары, бесплатная передача товаров.

Эксперты-энтузиасты утверждают, что Минфин «за». А вот замминистра финансов Евгений Капинус весьма скептично высказался об идее capital tax. Мол, грозит недоимками в бюджет на десятки миллиардов гривен, так что для его внедрения требуется политическая воля.

Похоже, уже в третий раз налоговая реформа будет приниматься «под новогоднюю елку»

Да и среди бизнеса, несмотря на все уверения энтузиастов, нет единодушия. Так, малый бизнес опасается, что выгоду от capital tax получит средний и большой бизнес: у них больше сохраненных налоговых платежей, значит выше их конкурентоспособность. Для серьезных налогоплательщиков названная замена - тоже проблема. С налогом на прибыль и сжились, и схемы наладили, а тут заново приспосабливаться.

Всем «личный кабинет»

Обещают очередные административные перестройки фискальной службы под названием оптимизации ее структуры и функций. Среди них – одноуровневую систему апелляционных обжалований, передачу права на письменные налоговые консультации Минфину. Интересно, ощутит ли бизнес эти перестройки хоть каким-либо образом. И кульминация административной революции – внедрение индивидуального электронного кабинета каждому налогоплательщику. Такой кабинет должен минимизировать соприкосновение с фискалами, а сама служба должна выполнять только сервисные функции. Все это, по замыслу, снизит коррупционные риски. Непонятно только, как можно снижать коррупцию силами ее бенефициаров и не разрушая ее законодательную базу, т. е. не внося изменений в налоговое законодательство.

Можно только приветствовать инициативу Минфина по ликвидации налоговой милиции. Этого уже два года криком требует бизнес. Вместо нее в проекте упоминается финансовая полиция, однако пока неясны ее функции и полномочия.

К положительным новациям следует отнести и введение единого публичного реестра возмещения НДС (вместо двух реестров с начала этого года). Хотя, этот маневр напоминает старый анекдотичный совет сначала купить козу, затем ее продать, чтобы ощутить облегчение.

Ни в социальных взносах, ни в упрощенном налогообложении изменения не планируются. Но «упрощенка» по-прежнему «колет глаза» финансовым чиновникам, которые не отказываются от идеи дальнейшего сужения ее применения только для микробизнеса.

Кроме того, ни слова о модификации налога на имущество, т.е. освобождении его от волюнтаризма местных властей. И много чего еще осталось за рамками готовящегося законопроекта, что бизнесу жизненно необходимо.

Ну, и сроки. Известно, чтобы вступить в действие с первого января 2017 года, проект должен стать законом до первого июля этого года. Но, похоже, уже в третий раз налоговая реформа, если все предложенное можно так назвать, будет приниматься «под новогоднюю елку».

Откровенно говоря, эти административные реформы, хоть и являются полезными новациями, маловероятно серьезно упростят жизнь бизнесу. Служба уже давно научилась изображать изменения, ничего не меняя. Административными маневрами экономической свободы и инвестиционной привлекательности не обеспечить.

Бизнесу следует давно понять, что нечего заглядывать в руки бюрократии в поисках упрощения своей жизни. Необходимо сплачивать свои ряды, готовить собственный проект налоговой реформы, а, главное, объединить усилия по его внедрению в жизнь. А этого пока не наблюдается, увы.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.