27 марта 2017, понедельник

Как вывести украинские компании на мировые рынки

комментировать
Что позволит нашему бизнесу достичь успеха

Первую часть колонки Олега Лиховида об украинском экспорте читайте здесь

Решение проблемы с возвратом НДС - необходимое условие роста украинского экспорта, но не достаточное. Еще одна проблема называется «Нас там никто не ждет», и о ней приходится слышать очень часто. Причем в первую очередь от тех, кто мало что сделал, чтобы действительно оказаться со своим товаром/услугой «там».

С чем нас могут ждать

Большинство наших предпринимателей имеют весьма туманное представление о том, как добиваться внимания к своему продукту на конкурентном рынке. Речь о пресловутом маркетинге, но об этом позже. Ключевым фактором успеха любого продукта является удачное соотношение цена/качество. А вот с этим дела обстоят, мягко говоря, не обнадеживающе. Качество у подавляющего большинства наших компаний еще советское, и его не компенсируют даже «цены СССР». Тем более что цены таковы из-за крайне низкой стоимости труда. Но такое конкурентное преимущество ни у одной страны не бывало долгосрочным.

Компании по всему миру уже давно внедряют у себя концепции всеобщего управления качеством (TQM – Total Quality Management) и бережливого производства (Lean Production). Это позволяет им, во-первых, обеспечивать качество продукции, которое мы привыкли называть мировым, во-вторых, снижать затраты на ее производство, т.е. себестоимость и, соответственно, цену. Среди владельцев наших предприятий только единицы имеют представление, что собой представляют вышеприведенные концепции, не говоря уже об их внедрении в бизнес и получении продукции с приемлемым соотношением цена/качество.

Но такие предприятия в Украине имеются. И их продукцию «там» вполне готовы покупать. Развитие экспорта возможно только через расширение круга предприятий, у продукции которых пресловутое соотношение соответствует мировому уровню. И государство здесь никак не поможет. Бизнес добиться этого может только сам.

Многие ждут, что государство придет на помощь. Им можно только посочувствовать

Как вытащить себя за волосы

Для улучшения соотношения цена/качество не в единичных случаях, а в широких масштабах интересен послевоенный опыт японских компаний. Именно тогда японские предприниматели активно осваивали статистические методы управления, легшие в основу TQM. Так вот, это освоение в широких масштабах осуществлялось путем активного обмена опытом между предпринимателями, чего у нас пока что нет. Есть, конечно, предпринимательские тусовки. Но они больше похожи на взаимную демонстрацию крутизны, чем на системный и осмысленный обмен опытом.

Как же продвинуть товар на экспорт

Но даже товару с отличным соотношением цена/качество требуется правильное позиционирование на рынке конкретной страны, куда предприятие хотело бы его продвинуть. И если у крупной компании достаточно ресурсов для продвижения и позиционирования своей продукции на новых территориальных рынках, то для малого и среднего бизнеса это непосильная задача.

Многие ждут, что государство придет на помощь. Им можно только посочувствовать. Государство хорошо умеет только отнимать.

Для целей продвижения продукции малых и средних предприятий более всего подходит опыт немецкого бизнеса. В другие страны немецкие компании выходят, так сказать, коллективно. Они организовывают специализированное бизнес-объединение, т.н. экспортный пул. Его задачи – снабжать участников необходимой информацией (рыночная разведка) об интересующих их рынках, делать обзоры потребителей и конкурентов на этих рынках, способствовать поиску дистрибьюторов на интересующих участников рынках. Именно так немецкий бизнес завоевывает мир.

Таким образом, как это часто и бывает, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Таким образом, бизнес решит свои вопросы с повышением экспорта, только действуя сообща и осмысленно. Этим должны бы заниматься бизнес-объединения с большим числом членов. Тем более, перед глазами работающие примеры Японии и Германии – стран, сумевших не только подняться фактически из пепла, но и выстроить мощнейшие экономики.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.