18 января 2017, среда

Куда прешь на красный. Почему нам еще рано в Европу

комментировать
Поведение на дороге и взаимоотношения водитель-пешеход четко характеризуют и менталитет народа, и уровень развития общества

Если хоть раз, стоя на пустом перекрестке перед запрещающим сигналом светофора, вы оглядывались по сторонам и думали: «Никого же нет, я сейчас быстренько проскочу», знайте - ассоциироваться с Европой вам еще рано. И не имеет значения, были вы при этом за рулем любимого авто или топали «на лабутенах»: правила дорожного движения одинаковы для всех его участников. Вот только не все это понимают.

В вожделенной Европе крайне редко встретишь водителя, лихо проскакивающего на красный свет. Как и бабушку, переходящую дорогу в пятнадцати метрах от наземного перехода или маму с ребенком, уверенно перебегающих четырехполосную автостраду. Европейские водители останавливаются за несколько метров от «зебры», если видят, что к ней подходит пешеход. А европейские пешеходы, переходя дорогу, терпеливо ждут, пока загорится зеленый, потому что светофор - это не препятствие на пути свободного человека, а способ сохранить ему здоровье и жизнь. Полное равноправие и взаимное уважение, основанное на соблюдении правил. Это и есть Европа.

В Украине господствуют не правила, а необходимость. Все еще со школы помнят, что если нельзя, но очень хочется, то можно. Особенно, если за это ничего не будет. Поэтому бороться с парковкой в неположенных местах у нас можно только эвакуаторами, а c превышением скорости - гаишниками в кустах.

Но не только водители нарушают правила - многие пешеходы зачастую ведут себя так, как будто у них девять жизней. Они полностью уверены, что водитель обязательно их заметит и пропустит, даже если они выбегут на проезжую часть в сумерках из-за отъезжающего троллейбуса, в двадцати метрах от перехода. Стада непуганых оленей бегают по дорогам, явно считая себя не только главными участниками дорожного движения, но и главными в принципе, которым можно все. Недаром на курсах вождения учат, что, пропуская пешехода, нужно подождать, пока он станет на тротуар, потому что (внимание) - теоретически он в любой момент может повернуть назад.

В Украине все еще со школы помнят, что если нельзя, но очень хочется, то можно

Управлять автомобилем - это ответственность, и каждый автолюбитель понимает, что в случае несоблюдения правил или невнимательности рискует как минимум деньгами. Быть пешеходом - это ноль ответственности: хотя ценой невнимательности может быть жизнь, виноват-то будет водитель. Так и живем: нарушая, когда очень хочется или «очень нужно», перекладывая ответственность на других и забывая, что правила созданы для того, чтобы на дороге (и в обществе) был порядок.

К слову сказать, максимально беспечны пешеходы только в Киеве. Чем дальше от столицы, тем чаще работает правило - у кого машина, тот и круче. Пешеходам приходится быть осмотрительными и лишний раз не рисковать.

Интересно, что подобная ситуация имеет место и в Турции (которая, как и Украина, стремится в Европу): на турецких улицах царит абсолютная диктатура водителей. Пешеходы ходят строго на зеленый свет, даже не рискуя перебегать на красный, а на «зебре», прежде чем переходить, очень внимательно смотрят по сторонам. Просто потому, что в Турции не принято пропускать пешеходов.

На Кипре, как и положено стране Евросоюза, царит полное взаимоуважение между участниками дорожного движения. Водитель обязательно пропустит пешехода и не станет сигналить, даже если тот случайно «выпадет» на проезжую часть. С другой стороны, красный свет выполняет здесь скорее информативную, а не регулятивную функцию. Видимо, сказывается южная атмосфера.

Ну а в Индии отношение к светофорам и вовсе амбивалентное. Здесь есть такие понятия, как «зеленый, который красный» (это когда горит зеленый, но переходить не стоит), и «красный, который зеленый» (это когда горит красный, но можно спокойно переходить). Нормальная ситуация для Индии и совершенно непонятная для европейца. Впрочем, как и многое другое в этой стране контрастов.

Поведение на дороге и взаимоотношения водитель-пешеход четко характеризуют и менталитет народа, и уровень развития общества. Достаточно понаблюдать, как жители страны ведут себя на дороге, как переходят улицу, соблюдают правила, и сразу станет понятно, насколько далеко они от европейских ценностей и какие у них взгляды на жизнь в целом.

Поездив и походив по дорогам Украины, невольно задумываешься: может быть, жители Нидерландов, голосовавшие на референдуме «против», что-то знали?

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.