26 июня 2017, понедельник

О российском цезарепапизме, Бегемоте и Левиафане

комментировать
Вместо того чтобы выдумывать смыслы, которых в фильме Звягинцева нет, я сделаю два простых наброска из жизни

Относительно недавно ставший широко известным в Украине большой специалист по сакральной географии, геополитике и подобным строгим научным дисциплинам профессор МГУ Александр Гельевич Дугин утверждает, что основная движущая сила человеческой истории – это конфликт между цивилизациями суши и моря.

Обладающий богатым воображением профессор представляет противоборствующие стороны с помощью образов Бегемота и Левиафана, хтонических чудовищ из Книги Иова. Евразийская цивилизация суши, высшую православную  духовность которой не устает воспевать этот бородатый кремлевский фашист, отождествляется им с Бегемотом.       

В своей нашумевшей еще до премьеры кинокартине  Андрей Звягинцев использовал для обозначения своеобразной российской симфонии властей образ морского, а не сухопутного исполина. Конечно, российский режиссер имел в виду заодно и аллюзию на Томаса Гоббса, но она, на мой взгляд, базируется на неверной интерпретации идейного наследия теоретика английского  общественного договора.

Впрочем, я совершенно не готов писать еще один отзыв на фильм, и так, наверное, установивший (по совершенно непонятной мне причине) абсолютный рекорд по количеству любительских рецензий в блогах и социальных сетях. Вместо того чтобы выдумывать смыслы, которых в ленте нет, я сделаю два простых наброска из жизни. К тому же, возможно, из-за многословного профессора МГУ, российский цезарепапизм ассоциируется у меня скорее с Бегемотом. 

Парой лет позже эта молодежная тусовка составила ядро одной из карликовых неонацистских в собственном смысле группировок

Я вырос в ближнем замкадье славного города Москва в те интересные и насыщенные годы, когда модель российской власти  еще только складывалась.  Солнце тогда светило ярче, водка была вкуснее, а жизнь казалась увлекательной и насыщенной.  Был я в пору юности мятежной православным. Нормальным таким, не чета нынешним теоретическим ортодоксам – и в святоотеческой литературе разбирался, и посты держал, и литургию знал чуть ли не наизусть.

Был я прихожанином храма в центре города. До революции там был монастырь, с длинной и славной историей, и возрожденному приходу государство постепенно возвращало окружающие храм здания, которые больше полувека занимали какие-то второстепенные структуры госбезопасности. Батюшка отличался строгостью, что мне весьма тогда импонировало, и хозяйственностью, а также активно привлекал молодежь. Со временем он даже открыл в исторических декорациях каменных палат, покинутых чекистами, православную гимназию.

Тусующиеся при церкви подростки после литургии и воскресной школы отправлялись в столичную подземку заниматься апологетикой, утверждать, так сказать, торжество православия в максимально доходчивой форме. Проще говоря, отлавливать в переходах между станциями многочисленных тогда  проповедников Общества сознания Кришны, Белого братства или разнообразных харизматических церквей. Агитационную литературу у незадачливых неортодоксальных агитаторов «конфисковывали» и потом уничтожали, да и самих могли помять, если милиции рядом не было.

Парой лет позже эта молодежная тусовка составила ядро одной из карликовых неонацистских в собственном смысле группировок. Не то, чтобы эта эволюция была неизбежна, но определенная внутренняя логика в ней была.

Соблазнительно было бы предположить, что определенную роль в ней сыграл сохранившийся в недавно переданных церкви помещениях кагэбистский дух, хотя, пожалуй, это было бы дешевым мистицизмом.     

А ближайший к моему дому храм находился в подмосковном городе Реутов. Вернее, в первые постсоветские годы его еще не было. В бок от железнодорожной станции начинался частный сектор, покосившиеся домики за серыми дощатыми заборами. По весне цветущие в садах фруктовые деревья скрывали их бытовую убогость. Церковь решил там построить в конце 1990-х годов реутовский мэр. Тех упрямых частников, которые не хотели бросать свои халупы, просто пожгли.

Храм получился красивый, в таком, русско-византийском стиле. Думаю, Александру Гельевичу бы понравился, да и Бегемот, я полагаю, остался доволен.         

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.