26 сентября 2016, понедельник

О чем забыли в коалиционном соглашении

комментировать
Украинская индустрия туризма - лаборатория перехода государства на стандарты ЕС

Все предложенные варианты коалиционного соглашения отмечены почерком не практиков, но юристов-популистов. Сырьевой придаток развитых экономик – вот удел, уготовленный стране. Транзит, продажа зерна и энергоресурсов. Ни слова о туризме.

Туристическая отрасль привлекает валюту, создает более миллиона рабочих мест, рынки для украинских товаров. Но юристы, писавшие коалиционное соглашение, естественно, об этом не знают, а специалистов привлекать им некогда. Могло бы стать подсказкой соглашение «Об ассоциации с ЕС» - в ее 16-й статье уделено много внимания использованию туриндустрии в развитии страны.

Задача туризма в "умных" странах – создавать потребительский рынок для продажи товаров собственного производства. Для этого украинскому туризму необходимо взаимодействие с реальным сектором экономики. При нормальной координации такого взаимодействия уже в 2015 году станет очевидно, что туризм – стратегическая отрасль для Украины. И относиться к ней нужно не как к бюджетопоглощающей, а как к бюджетообразующей. Стоит лишь задуматься, сколько потребляет 23-миллионный турпоток минеральной воды, мяса, молока, сигарет, алкоголя, а также использует постельного белья, униформы для персонала и прочего. И сколько из этого производит Украина?

Туристическая отрасль привлекает валюту, создает более миллиона рабочих мест, рынки для украинских товаров

Среднестатистический иностранный турист тратит в Украине около $150-200 в сутки, период пребывания в Украине, согласно данным Гостуризмкурорта, составляет 7,2 дней. Следовательно, 24 млн туристов (по тем же данным) генерируют потребительский рынок в более чем 495 млрд. гривен. Вот в этом и нужно искать выгоду для страны. Туристы ввозят валюты больше, чем составляет валютная выручка от угля и нефти. Но считать эти цифры сложнее, а еще сложнее "пилить" эту экономику, потому и интерес к туриндустрии заканчивается лишь выдачей лицензий туроператорам-выездникам. А дальше и вникать никому не хочется.  

Поведение мировых брендов отелей, сетей и ТНК также чувствительно к туристическому потоку. Если страна популярна, интерес к ней растет в геометрической прогрессии: в ней видят перспективу «конечного потребителя», а не источник выкачки сырья. В Украине представлено на 45% меньше международных сетей, чем в среднестатистической европейской стране. Большинство работают только в Киеве в формате официального представительства.

Говоря экономическими категориями, туризм  — это экспорт услуг, и как следствие - улучшение торгового баланса страны, вливание валюты.

Туризм в Украине - еще и элемент внутренней политики. Большинство жителей страны никогда не выезжали за пределы своей области, поэтому имеют минимальные представления о других регионах. Хотя существует немало мест, которые интересны именно внутреннему туристу - например, Черкащина с историей Шевченко или запорожское побережье Азова. Знание собственной страны - путь к патриотизму. Кроме того, внутренний туризм  укрепляет единство Украины. 

Одним из маркеров внутреннего туризма является культура передвижения авиатранспортом. Это не только европейский стандарт повседневности, но и индикатор уровня развития страны. Сегодня внутренние авиалинии Украины - самые слабые в Евразии, хотя страна входит в пятерку по размеру территории на континенте. Откуда же в таких условиях взяться внутреннему туризму? Если сравнить с Польшей, страной, которая по большинству параметров сопоставима с Украиной, то при объективно более благоприятных территориальных и демографических характеристиках, Украина отстает от Польши по показателям внутренних авиаперевозок примерно в 2,15-2,6 раз. Отсутствие спроса на авиаперелеты существенно влияет еще и на ценовую политику. В результате внутренние перелеты в Польше почти в два раза дешевле.

Туриндустрия Украины - инструмент внешней политики.  Для успешного международного партнерства нужно вызывать к нашей стране интерес, а не жалость. Именно сейчас, в период пристального внимания к Украине, нужно провести "Дни Украины" в каждой европейской столице. Презентации, круглые столы, презентации национальной кухни, музыкальные программы, художественные выставки. Инструмент - посольства Украины в столицах ЕС, диаспоры, турбизнес, презентующий свои услуги. 

Бюджетных денег на это понадобится минимум. Но орган, который должен все это координировать, ликвидирован: Украина - единственная страна в Европе, где нет туристической администрации. 

Много стран, переживших конфликты, подобные украинскому - использовали туризм как инструмент коммуникации и донесения до мира своей сущности. Грузия не стала бы одной из самых открытых, низко коррумпированных и безопасных стран в мире, если бы не считала туристов носителями мнений о своей стране. Рост количества туристов в Грузии в послевоенный период составлял 35-40% в год, за счет чего им и удалось развернуть на 180 градусов мировое отношение к стране. Каждый турист возвращался из Грузии с изменившимся мнением и передавал его другим. Таких примеров много – Египет после революции, Япония после Фукусимы. В постоянных условиях войны успешно развивается туризм в Израиле.

Туриндустрия Украины - лаборатория перехода на стандарты ЕС. 

Почему мы - не ЕС? Наши отрасли не готовы к саморегулированию и самоконтролю. Например, медицина и образование Украины лишь через годы смогут приблизиться к модели минимальной доли государства в своем управлении. А вот туриндустрия уже готова к саморегулированию.

Уже в этом году можно передать ассоциациям турбизнеса лицензирование туроператорской деятельности, категоризацию (присвоение звезд) отелей и здравниц, добровольную категоризацию ресторанов и других объектов туринфраструктуры, выдачу разрешений на турсопровождение (гиды, экскурсоводы). Именно туриндустрия должна стать пилотной площадкой имплементации стандартов ЕС в Украине.

Поэтому в коалиционное соглашение нужно включить Туристический кодекс, создание подкомитета ВРУ по вопросам туриндустрии и Национального агентства по курортам и туризму, увеличение количества стран, граждане которых могут въезжать в Украину без виз и срока безвизового нахождения на территории Украины до 360 дней в году (по примеру Грузии), а также законодательное определение свободных туристических зон.


География внутренних авиарейсов Украины
География внутренних авиарейсов Украины


География внутренних авиарейсов Польши
География внутренних авиарейсов Польши



Сравнение цен на внутренние авиарейсы Украины/Польши (грн)
Сравнение цен на внутренние авиарейсы Украины/Польши (грн)



Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.