11 декабря 2016, воскресенье

В день памяти жертв Бабьего Яра. Как говорить с подростками о трагедиях прошлого?

комментировать
Для детей, что Вторая мировая война, что жизнь при царе, что хрущевская оттепель – времена, про которые они мало что понимают. Но когда они слышат человеческие истории, это приближает их к реальной жизни

Зачем подросткам знать о трагических событиях? Как говорить с детьми о трагедиях прошлого? В 14-15 лет человек задумывается о своей идентичности, у него меняется тело и настроение каждый день, слова родителей уже поддаются сомнениям, но то, что говорят другие взрослые и особенно ровесники, вызывает доверие. В этом возрасте наш мозг как раз созревает до логически-абстрактного мышления. И поэтому полезно закладывать туда какие-то контраверсионные вещи, вместе размышлять над моральными дилеммами.

К примеру, стучится в дом подруга (еврейская девочка), а над вами сверху живут немецкие офицеры, спасли бы вы ее или нет?  А если вы с ней вчера поссорились очень сильно, повлияет ли это на ваше решение? Такие моральные дилеммы очень полезны, потому что развивают критическое мышление и помогают осознавать последствия выбора. Также в этом возрасте дети сами начинают интересоваться темой смерти, темой жизненного выбора, и подобные моменты из прошлого могут помочь следовать своим убеждениям и формировать свою личность.

Говоря о преподавании трагических тем в школе, важно также помнить о потенциальных рисках. Тут я вижу несколько моментов. Первый риск – нагромождение сухих фактов и дат. Работая с подростками вне школы, довольно часто слышу, что историю, как предмет, они не любят. Когда спрашиваю, почему не любят, слышу в ответ, что учебник скучный, длинные параграфы, статистика: эти наступали туда, эти отходили оттуда, вот столько жертв, тут сто тысяч, тут тридцать три тысячи. И это совершенно не укладывается в голове – оно входит и выходит. Пользуясь лишь сухими фактами, можно получить в результате воспитания черствое отношение к прошлому.

Пользуясь лишь сухими фактами, можно получить в результате воспитания черствое отношение к прошлому

А мне кажется, что именно сейчас для нас, живущих в Украине, важно знать прошлое. С нами снова начинают происходить такие вещи, как, например, попытка подавления свободы слова и возвращения авторитаризма.

Второй риск – педагогический подход, который планирует слезы как результат мероприятия по увековечиванию памяти. И оно должно быть очень пафосное, чтобы все плакали, очень выразительно читали траурную поэзию, а вокруг все должно быть в черном цвете. Но подростки ироничны, они смеются над собой и миром. Часто это приводит к тому, что три минуты назад вроде было очень пафосно, а когда выходишь за кулисы, там стоит хохот. Это, на мой взгляд, тоже плохо. Есть какие-то вещи, которые нельзя обесценивать, и в подростковом возрасте уже можно это понять. Кроме того, тут могут включаться в дело защитные механизмы. Мы сами живем во время войны, и у подростков страшные темы могут вызывать такие реакции, как, например, истерический смех. Это не значит, что подростку это плевать. Это может быть крайне важно – просто подростку невыносимо в этой теме находится.

Поэтому мне кажется, что в этой теме педагог должен находить баланс между тем, как затронуть тему так, чтобы подросток не остался к ней равнодушным, но в тоже время не передавить. Чтобы не было ненужного пафоса, который ведет либо к обесцениванию, либо к гнетущему депрессивному состоянию.

У меня было два опыта проведения с подростками занятий на тему Бабьего Яра. Первый раз оказался не очень удачным, так как я начала с марки, которую выпустила Укрпочта по приказу Кабмина, и на которой написано «Бабин Яр - це біль української землі». Я спросила подростков, почему выпустили эту марку, и они ответили: да все понятно, это боль украинской земли. Взрослые спорят о Бабьем Яре, еврейская ли, ромская ли, украинская ли это история, а подростки об этой теме знают мало, дискуссии она не вызывала.

Я переделала это занятие и начала с отрывка из романа Кузнецова о том, как соседка спустилась в окоп и радостно сказала: «Пришли немцы, советская власть кончилась!». Мы обсуждаем эту цитату, она вызывает много вопросов. Мы смотрим видеосвидетельства тех, кто пережил данные события, и подростки пытаются представить, каково быть 12-летней Диной Левиной, пытающейся выведать у нациста, куда их ведут, и 13-летним Миргазимом Сабировым, который, несмотря на мамин запрет, сопровождает друга. Когда Дина говорит: «Мне было 12, я ходила на разные кружки, любила танцевать…», это как-то связывает подростков с их реальной жизнью.

Для подростка, что Вторая мировая война, что жизнь при царе, что хрущевская оттепель - все древние времена, про которые они мало что понимают. Но когда они слышат человеческие истории, это приближает их к реальной жизни.

В конце занятия мы смотрели фотографии детства людей, переживших Бабий Яр. Я попросила подростков рассказать об их любимой фотографии детства, и тут каждый говорил по несколько минут. 16-летние Ася из Крыма и Кристина из Донецка оставили свои фотографии в родных домах, и обе хотят к ним вернуться. Участники обсуждения почувствовали, что война может делать с их памятью.

Занятие про человеческие истории оставляет след в душе подростка. Память -  это уже не страница из учебника, а часть личного отношения к миру. Существует программа Бабий яр Iwalk – разработка фонда Шоа. Iwalk есть также в Будапеште, Праге и Варшаве. В этом проекте исторические места соединяются с воспоминаниями людей.  Мы смотрим интервью с теми, кто пережил, о том, что с ними происходило, находясь на том самом месте, и это оставляет сильное впечатления. Сегодня у нас была экскурсия с восьмиклассниками из 130-й школы, и я ею очень довольна. Две девочки запомнили рассказ Дины Левиной о том, как у них отбирали документы и ценные вещи; как людей лишали человеческого облика. Они хотят рассказать об этом своим родителям. Мне кажется, это очень круто. 

ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Анна Ленчовская   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.