7 декабря 2016, среда

Какие реформы нужны украинским вузам

комментировать
Все упорно твердят о необходимости реформ, но никто не способен объяснить, к какому результату они должны привести

Слово «реформы» в Украине прочно ассоциируется с падением уровня жизни, а сам процесс все больше превращается во что-то самоценное. Все упорно твердят о необходимости реформ, но никто не способен объяснить, к какому результату они должны привести. Заверения, что «нужно потерпеть», «затянуть пояса» во имя неизвестно чего, теряют свое магическое действие. Многие надеются, что это еще не реформы или что реформы не настоящие, и требуют начать «настоящие» реформы. Понимающие суть происходящих процессов глубже утверждают, что результатом неолиберальных реформ, направленных на сокращение расходов, являются сокращение доходов, падение покупательной способности населения, а, следовательно, и падение производства, сокращение рынка услуг, консервация бедности.

Сфера высшего образования – одна из тех, где не заметить реформ не могут даже самые упрямые из отрицающих их проведение. Но почти все реформы сводятся к сокращению доступа к образованию. Иногда эта цель маскируется под повышение требований к вузам и научным институтам, научным изданиям, соискателям ученых званий, абитуриентам.

Какие же вызовы стоят сегодня перед высшим образованием, и какие реформы ему нужны? Ведь его сегодняшнее состояние мало кого удовлетворяет.

1. Первым и главным вызовом для вузов является коммерциализация. Социолог Крэйг Калхун отмечает тенденцию «управлять университетом как бизнесом». Ведущие университеты мира стали полноценными участниками рынка и превратились в корпорации. Они имеют возможности проводить стратегические инновационные исследования за счет фондов целевых пожертвований – эндаументов.

Объединению Германии, кроме «железа и крови», сильно поспособствовало наличие единого образовательного пространства

Приемлем ли этот путь для Украины? Вряд ли. В наших реалиях инвесторов интересуют, в первую очередь, те продукты, которые выйдут на рынок как можно быстрее. Стратегические исследования под силу финансировать только крупному бизнесу или государству. Но крупный бизнес в Украине – это олигархи. Он часто базируется на эксплуатации устаревшего советского оборудования и экспорте сырья. Поэтому ни в высоких технологиях, ни в подготовке высококлассных специалистов олигархи не заинтересованы. А поскольку государство все более самоустраняется от социальных обязательств, украинские вузы не могут конкурировать с ведущими мировыми университетами и будут все менее привлекательными для абитуриентов. К тому же многие бизнесмены и государственные мужи попросту не способны оценить значение науки и образования, так как их жизненный успех никак с ними не связан.

Единственный выход – это исключить науку и образование из логики извлечения прибыли и сделать их одним из главнейших приоритетов. Для этого придется потратить значительные средства и длительное время, но результатом будет высокоинтеллектуальное общество, способное решать стоящие перед ним задачи.

2. Следующая угроза для высшего образования – это «утечка мозгов». С каждым годом все больше абитуриентов отправляются на обучение за рубеж. Многие государства проявляют большую заинтересованность в привлечении в университеты иностранцев. Германия расширяет доступ к их бесплатному обучению, а Польша, сама страдающая от оттока молодежи за рубеж, делает все, чтобы привлекать украинцев. Учитывая эти тенденции, уже в ближайшие годы можем оказаться перед фактом отъезда из Украины не только самых богатых (а политическая и бизнес-элиты уже давно обучают своих детей за границей), но и самых талантливых абитуриентов. Учитывая тяжелую экономическую ситуацию и продолжающуюся войну, рассчитывать на их массовое возвращение в Украину весьма наивно. А вслед за студентами потянутся и преподаватели. Если государство не вмешается, могут остаться либо самоотверженные патриоты, готовые ради выживания тянуть по несколько ставок в разных учреждениях и подрабатывать репетиторством, либо неконкурентоспособные на мировом рынке, либо же те, кто будет искать дополнительный доход не совсем законными способами.

В условиях свободного движения рабочей силы остановить этот процесс сможет только достойная оплата труда преподавателей, высокий уровень образования и возможности трудоустройства в Украине для выпускников. Важным подспорьем нашему образованию может стать и массовое привлечение абитуриентов из развивающихся стран.

3. Третью проблему современного высшего образования я бы назвал термином известного социолога Рэндалла Коллинза «инфляция дипломов». Сегодня высшее образование и даже наличие ученой степени не являются гарантией успешной карьеры и обеспеченной жизни. В Украине наличие большого количества квалифицированных специалистов (из-за доступности и распространенности высшего образования в предыдущие годы), с одной стороны, и стремительная поляризация общества, с другой, приводят к закрытию социальных лифтов. Карьеры большинства современных выпускников, в лучшем случае, будут развиваться в горизонтальной плоскости.

В результате прекаризации, то есть, превращения гарантированных трудовых отношений в негарантированные, образованная молодежь, тянущаяся в вузы в расчете на билет в достойную жизнь, на самом деле приобретает лотерейный билет, который почти ничего не гарантирует, а его цена постоянно растет. На рынке труда реальностью становится известный совет Генри Форда работодателям: «Не позволяйте жить слишком спокойно тем, кто у вас работает. Не давайте им крепко обосноваться. Всегда поступайте противоположно тому, чего они от вас ожидают. Пусть все время тревожатся и оглядываются через плечо». По данным Василия Кременя и Василия Ткаченко, доля прекариата среди занятого населения Украины с 2007 по 2009 годы возросла с 50,4 до 58,5%. Думаю, новые подсчеты покажут ее дальнейший рост. И студент, боящийся потерять стипендию, с ужасом ожидающий очередного срока платы за обучение, и преподаватель на краткосрочном контракте – те же прекарии, с опасением смотрящие в завтрашний день. Уже сегодня обучение в вузах в какой-то мере скрывает реальные объемы безработицы и проблему «лишних людей», которая будет ощущаться все сильнее по мере внедрения четвертой промышленной революции и роботизации производства. Правда, украинцы могут «утешить» себя тем, что из-за технологической отсталости и большой доли физического труда массовая безработица нам грозит не скоро.

Если три вышеназванные проблемы связаны с мировыми трендами и могут быть преодолены путем замены бездумного копирования неолиберальных преобразований Пиночета и Бальцеровича творческим приспособлением задач модернизации к украинским условиям в контексте развития Украины как социального государства (согласно статье 1 Конституции Украины), то следующие являются порождением внутреннего развития нашей страны.

4. За годы независимости кардинально изменилась структура экономики – на смену господствующей государственной форме собственности пришла частная. Доля занятых в частном секторе в 2011 году на 10% превысила долю занятых в госсекторе. Очевидно, эта тенденция будет сохраняться в связи с сокращением госслужащих. В таких условиях система госзаказа мест в вузах требует реформирования. Ведь государство «заказывает» специалистов, которых затем не может обеспечить работой. Таким образом, за государственный счет ведется подготовка кадров для бизнеса, который должен нести свою долю расходов на образование. Сегодня от бизнесменов часто можно услышать нарекания на качество высшего образования, но ведь именно они любят повторять, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Частный сектор должен получить возможность наравне с государством «заказывать» необходимых специалистов в вузах, создавая целевые фонды на их обучение. Возможно, также введение компенсации со стороны работодателя за подготовленного специалиста по госзаказу. Механизм финансирования вузов со стороны работодателей необходимо будет очень четко и грамотно прописать юридически, чтобы избежать возможности уклонения путем теневого трудоустройства и перекладывания всех расходов на плечи самого студента/выпускника.

5. Аннексия Крыма и война на Донбассе остро поставили необходимость формирования единого образовательного пространства и развития академической мобильности внутри Украины. За годы независимости студенты и преподаватели разных регионов Украины из-за скромных финансовых возможностей на командировки мало контактировали между собой. И этот факт сыграл не последнюю роль в продолжающихся трагических событиях. Исторический опыт показывает, что объединению Германии, кроме «железа и крови», сильно поспособствовало наличие единого образовательного пространства в виде немецкого классического университета.

В целом нужно изменить само содержание реформ в сфере высшего образования: они должны быть подчинены логике «реформы ради людей», а не «реформы ради реформ».

Больше мнений здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.