23 апреля 2017, воскресенье

Зачем власть вновь размахивает «депутатской неприкосновенностью»

комментировать
Парламент и лишение нардепов неприкосновенности - за громкими словами кроется иллюзия борьбы с коррупцией

Убрать депутатский иммунитет в Украине обещают давно и велеречиво. Начиная с референдума по инициативе тогдашнего президента Леонида Кучмы, украинский политикум регулярно достает из шкатулки невыполненных обещаний карточку с надписью “неприкосновенность”. Как правило, ею гордо размахивают на выборах, бьют в грудь с заверениями “немедленно” и “первым делом” лишить привилегии парламентариев — а после получения мандата откладывают до следующих выборов.

В 2000 году за лишение депутатов неприкосновенности отдали голоса 89% украинцев. Сейчас эта цифра едва ли изменилась бы — иммунитет стал одним из ключевых символов коррупции в законодательном органе власти. Для парламентариев он зачастую служил не только защитой от явного или скрытого игнорирования законов Украины, но и статусом с легким привкусом безнаказанности.

Теоретики демократии замышляли иммунитет как способ защиты меньшинства, гарантию возможности оппозиции критиковать власть и защищаться от политически мотивированных преследований. В условиях зыбкой украинской демократии на неугодных или временно не согласных нардепов, как правило, находили управу. Это могли быть непосредственно значительные суммы денег, бартер в виде преференций для бизнеса, давление и угрозы, и так далее. Режим Виктора Януковича доказал ничтожность иммунитета еще более эффективно — подчиненные вертикали власти суды попросту лишали наиболее раздражающих депутатов мандатов, после чего они становились беззащитны перед репрессивной машиной системы.

Новая власть пообещала жить по-новому, и лишение неприкосновенности попало в программу деятельности большинства из Блока Порошенко, Народного Фронта, партий Ляшко и Тимошенко. 16 января президент подал парламенту законопроект № 1776 с предложением вычеркнуть из Конституции две фразы положения о депутатах. В них описаны гарантии депутатской неприкосновенности и невозможность привлечения нардепа к уголовной ответственности, ареста или задержания его без одобрения Рады. Схожие правки касаются и судей. 

Вместо решения реальных проблем власть сделала куколку Вуду коррупции и тычет в нее иголкой

На фоне затянувшейся войны и непаханого поля реформы госуправления в стране актуальность вопроса иммунитета весьма спорна. Более того, сам законопроект еще ждет лабиринт процедур — отправка в Конституционный суд, его одобрение, принятие простым большинством и, наконец, принятие 300 голосами на следующей сессии. Более того, если власть все же решится на введение чрезвычайного или военного положения — закон снова отложат в долгий ящик, ибо менять Основной закон в таком случае нельзя.

Принятые изменения сохранят нардепам лишь индемнитет — гарантию свободы слова депутата и его не ответственность за речи и действия в стенах парламента. Такая практика успешно действует в условиях Германии, Британии или Австрии. Стоит понимать, что такие правила игры еще и во многом полагаются на уровень развития политической системы, а также на закрепленную традициями дисциплину в парламенте и внутри партий или фракций.  Политическая система в Украине по-прежнему достаточно нестабильна, пусть и декларирующая свою приверженность европейским ценностям власть едва ли рискнет начать политические преследования представителей бывшей власти — за год работы правоохранители не сумели совладать даже с наиболее громкими делами.

Примечательно, что сам президент мотивирует свой законопроект, в том числе, борьбой с коррупцией. В то же время сама идея депутатского иммунитета, как и его мини-версии, индемнитета, предполагает гарантии прав в первую очередь оппозиции, потом уже — всех парламентариев, особо представителей меньшинств. Сейчас же в Украине и так ничто не мешает спикерам режима Януковича с парламентской трибуны вещать тезисы, созвучные кремлевской пропаганде. Несомненно, гипотетически такие изменения в Конституции уменьшат вес депутатского мандата для желающих высмеивать правосудие. Тем не менее, для реального перехода к правовому государству Украине нужно еще свернуть горы судебной реформы и тотальной коррумпированности госуправления. 

В то время пока в СМИ все чаще появляются сообщения о коррупции среди представителей уже новой власти — с аналогичными “папєрєднікам” суммами — пытаться смазать спиртом один из нарывов на теле госуправления, не замечая распространившейся проказы. Более того, несомненно, этот закон (если его, конечно же, примут) станет одним из ключевых пунктов в списке достижений нынешнего президента. Идея хороша, кто же спорит, только сейчас вопрос иммунитета нардепов должен быть где-то внизу списка приоритетов главы государства. А так получается, что вместо решения реальных проблем власть сделала куколку Вуду коррупции и тычет в нее иголкой, тщетной надеясь, что гидра украинского бюрократизма падет в ужасе от решительности руководства страны.

Попытка сузить права нардепов станет еще проверкой цельности парламентского большинства, которое уже не раз доказало свои внутренние противоречия. Хорошо, если ее реализация даст старт расследованиям нечестности многих нынешних нардепов по обе стороны баррикад. Иначе же текст Конституции снова подрихтуют ради красивой галочки на следующих выборах. «Мы лишили нардепов иммунитета, голосуй за нас!» - скажут бигборды избирателю в стране, которая за мишурой лишилась шанса по-настоящему измениться. 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.